Лейли и Меджнун (Физули)


«Лейли́ и Меджну́н» (азерб. Leyli və Məcnun, لیلی و مجنون) — лиро-эпическая поэма поэта XVI века Мухаммеда Физули, повествующая о любви юноши Гейса, прозванного «Меджнуном» («Безумец») к красавице Лейли. Написана в 1536 году[1] на азербайджанском языке[1][2][3][4][5][6]. Эта поэма считается вершиной творчества Физули[2]. Она состоит из 3096 бейтов и посвящена османскому правителю Багдада Увейс-паше[1]. По мотивам поэмы в 1907 году Узеиром Гаджибековым была написана первая азербайджанская опера «Лейли и Меджнун».

Физули создал эту поэму, тесно связанную с азербайджанским устно-поэтическим творчеством[2], продолжая и обновляя традиции своих предшественников, особенно классика персидской поэзии Низами Гянджеви[2], первого написавшего в 1188 году поэму «Лейли и Меджнун» на основе древней арабской легенды[7]. Однако, в отличие от Низами, Физули вставил в поэму лирические стихотворения (22 газели, 2 морабба, и 2 монаджата), которые гармонично вписываются в повествование, и в то же время остаются самостоятельными[1].

Герой поэмы — поэт Меджнун (Гейс) ищет смысл и счастье своей жизни в романтической любви. Однако феодально-религиозные традиции и обычаи враждебны его идеалам. В глазах окружающей Гейса среды он – «меджнун» (то есть одержимый). Его любовь к прекрасной Лейли находит суровое осуждение общественного круга, к которому он принадлежит. Это один из источников трагического конфликта. Несмотря на то, что в конце поэмы усиливаются мистические мотивы, Физули показал в ней истинно человеческую любовь[2].

В Институте востоковедения Российской академии наук хранится 12 списков рукописей поэмы «Лейли и Меджнун»[8]

Физули начинает повествование с молитвы к Богу (İlahi). Лейлу он называет воплощением истины (həqiqət), которая украшает сиянием своей красоты, а Меджнун назван блуждающим в пустыне неведения. В рубаях Физули называет Бога источником любви (eşq), крепость которой уподобляется цепям (zəncir). Мир (Dünya) назван "завесой" (niqab) Бога, который хранит 7 роз и 10 цветников (gülüstan). Физули упоминает, что даже само время (zəman) и наш разум (əql) созданы Аллахом. Он призывает следовать шариату Пророка и не увлекаться ни богатством, ни вином, ни гашишем. Далее Физули воздает хвалу Пророку, который наяву видел Джибраила (Cibril) и возносился на небеса на Бураке (Büraq). Отмечая тягости жизни, он тем не менее признает, что вино и заступничество земных владык способны облегчить существование поэта. В качестве примера Физули ссылается на Абу Нуваса, Навои и Низами[9]. Немало строк он адресует виночерпию (saqi), чтобы тот налил ему вина.