Лели, Корнелис


Корнелис Лели (нидерл. Cornelis Lely; 23 сентября 1854, Амстердам, Нидерланды22 января 1929, Гаага, Нидерланды) — нидерландский инженер и государственный деятель. Он продвигал идею строительства Зёйдерзе — системы рукотворных дамб и работ по осушению и дренажу земли, в результате которой удалось осушить значительную территорию[1].

Происходил из либеральной протестантской семьи. Был седьмым ребенком Яна Лели и Адрианы ван Хаутен. Его отец был торговцем семенами и часто брал своих детей с собой в путешествия. Таким образом, он уже в юности мог наблюдать за строительством Нордзе-канала и комплекса шлюзов (Oranjesluizen).

После окончания школы поступил в Делфтское политехническое училище и получил специальность инженера-строителя в 1875 году[2].

После окончания института он начал временную работу геодезистом. Затем он получил работу инженера в министерстве транспорта и водного хозяйства, где поддерживал разработанный «Закон о каналах».

В период между 1886 и 1891 годом являлся ассистентом научно-технического коллектива, который разрабатывал проекта Зёйдерзе. Провел свои собственные исследования в области запруд, которые были отражены в восьми докладах. В 1891 г. он завершил свои проекты, которые осуществил много лет спустя в качестве министра, после наводнения 1916 года. Согласно его планам, был создан Бергсе-Маас, что способствовало расширению железной дороги.

В 1891—1894 и 1897—1901 гг. занимал пост министра водного хозяйства, торговли и промышленности, а в 1913—1918 гг. — министра водного хозяйства[3]. В 1898 г. он получил одобрение парламента о создании региональной железнодорожной компании «Северо-Восток». С 1902 по 1905 гг. занимал пост губернатора Суринама. Поддерживал плана строительства железнодорожной ветки Lawaspoorweg. В 1916 г. ранее неоднократно отвергавшийся проект Зёйдерзе был всё-таки утверждён.