Санкт-Петербургский государственный морской технический университет


Санкт-Петербу́ргский госуда́рственный морско́й техни́ческий университе́т (до 1990 года — Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт (неофициально — Корабелка), в 1990—1992 годах — Ленинградский государственный морской технический университет) — высшее учебное заведение технического профиля в Санкт-Петербурге. Ведущий центр передовых научно-технических и образовательных технологий, опорный российский вуз в области судостроения и подготовки инженерных кадров для кораблестроительных предприятий России, который готовит первоклассных специалистов по всему спектру кораблестроительных специальностей, гармонично сочетая традиционную и инновационную образовательные модели с уникальной системой инженерной подготовки.

На шести основных факультетах и 52 учебно-научных кафедрах университета готовят морских инженеров-специалистов мирового класса по проектированию, постройке и технической эксплуатации морских судов, боевых надводных кораблей и подводных лодок, оружия, судовых энергетических установок, приборов, технических средств обеспечения разведки и добычи нефти, газа и других полезных ископаемых на морском дне. В последние годы особый акцент сделан на развитии научных исследований и образовательных программ в области информационных технологий, искусственного интеллекта, AR и VR технологий, цифровой трансформации промышленных производств, киберфизических систем, промышленной робототехники, лазерных и аддитивных технологий, арктического и композитного судостроения.

В феврале 1902 года император Николай II дал соизволение на устройство в составе Политехнического института отдела Судостроения. Таким образом, начало СПбГМТУ положил созданный кораблестроительный отдел (позже — факультет) Политехнического института. По проекту института кораблестроительный отдел должен был выпускать морских инженеров, подготовленных как для постройки корпусов, так и механизмов судов, главным образом — коммерческих [1].

После начала работы кораблестроительного отделения конкурс на эту специальность был самым высоким в Политехническом институте и оставался таковым в течение нескольких лет.

Комплект студентов на кораблестроительном факультете был установлен в 24 человека на каждом курсе. Первым деканом кораблестроительного факультета Политехнического института был назначен корабельный инженер Константин Петрович Боклевский, который занимал эту должность бессменно с 1902 по 1923 год.

После революции 1917 года Политехнический институт был расширен как по числу факультетов, так и слушателей.