Крейцер, Леонид Давидович


Леони́д Дави́дович Кре́йцер (нем. Leonid Kreutzer; 13 марта 1884, Санкт-Петербург — 30 октября 1953, Токио) — российский и германский пианист, музыкальный педагог.

Родился в обеспеченной еврейской семье: отец — Давид Лазаревич Крейцер (1841—1916) — был юристом (впоследствии присяжный стряпчий, статский советник и купец второй гильдии), мать — Розалия Львовна (Роза Леонтьевна) Крейцер. Отец был одним из учредителей (1880) и до последних лет жизни председателем правления Общества Сызранско-Печёрской асфальтовой и горной промышленности, директором правления и администратором по делам Северного стекольно-промышленного общества[3][4].

Учился на гимназическом отделении Петришуле с 1894 по 1901 год, затем в Санкт-Петербургской консерватории у Анны Есиповой и Александра Глазунова. По завершении учёбы преподавал сперва в Лейпциге (в том числе Леониду Коханскому), а затем в 1921—1933 гг. в Берлинской Высшей школе музыки, где среди его учеников были, в частности, Сергей Каген, Бруно Лукк и Игнац Штрасфогель. С 1920 года вместе с Александром Шмулером выступал в организованном Иосифом Прессом в Амстердаме «Новом русском трио»[5]. Вместе с Бруно Эйснером, Георгом Бертрамом и Францем Осборном записал концерт для четырёх клавиров с оркестром Антонио Вивальди (Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Хайнц Унгер). Был уволен из Высшей школы музыки и стал одним из двух пианистов, включённых в чёрный список «Союза борьбы за немецкую культуру» Альфреда Розенберга, и в 1935 году вынужден был покинуть Германию. Вернувшись в Ленинград, сделал попытку устроиться на работу в Ленинградскую консерваторию, но руководство консерватории ответило отказом, после чего он переехал в Японию[6].

В 1937 году Леонид Крейцер занял должность профессора Токийской школы музыки (в дальнейшем Токийский университет искусств), где преподавал до 1953 года, воспитав целое поколение японских музыкантов, дирижёров и композиторов. В 1952 году он женился на своей коллеге, пианистке Тоёко Оримото.

Крейцеру принадлежит одна из первых систематических работ об использовании педали в игре на фортепиано — «Обычная фортепианная педаль с акустической и эстетической точки зрения» (нем. «Das normale Klavierpedal vom akustischen und ästhetischen Standpunkt»; 1915). Крейцер также редактировал издание сочинений Шопена.