Лесная (станция, Горьковская железная дорога)


Лесна́я — железнодорожная станция Гайно-Кайской железной дороги. Расположена в посёлке городского типа Лесной Верхнекамского района Кировской области на железнодорожной линии Яр — Лесная[1]. Осуществляет пассажирские и грузовые операции.

Для транспортного обслуживания северных месторождений фосфоритов, а также лесозаготовок и металлургических заводов Верхней Вятки в 30-е годы XX века была построена железная дорога Яр — Верхнекамская, которая протянулась от посёлка Яр на Транссибирской магистрали до посёлка Рудничного — центра добычи фосфоритной руды.

В 1937 году Рудничный становится первым лагерным центром Вятского ИТЛ (Вятлага). В том же году развернулась масштабная работа по строительству лагерных пунктов. Их связующей нитью должна была стать Гайно-Кайская железная дорога, которую начали прокладывать на север от станции Верхнекамская. К 1938 году был построен первый небольшой участок дороги, конечным пунктом которого стала станция Лесная. В апреле 1939 года на этой станции началось строительство нового лагерного центра, который получил имя Соцгородок. 6 декабря того же года сюда из посёлка Рудничный было официально переведено управление Вятского ИТЛ. В июне 1944 года новый административный центр Вятлага сменил название: Соцгородок был переименован в посёлок Лесной.

В октябре 1939 года от станции Верхнекамская до станции Лесная было открыто регулярное пассажирское сообщение. Поезда первоначально состояли из маломощного паровоза и двух старых вагонов, которые были переданы сюда от НКПС. В поездах продавались билеты[2].

Станция была принята в постоянную эксплуатацию в 1940 году. Строительство железной дороги почти сразу же продолжилось дальше на север от станции Лесная. Тем не менее, на многих картах и в атласах Лесная изображается как конечная станция железнодорожной ветки от Яра.

Во второй половине XX века до станции Лесная курсировали пассажирские поезда Министерства путей сообщения СССР (от станций Яр и Киров)[3]. На станции наравне с собственными локомотивами работали тепловозы депо Шлаковая Горьковской железной дороги.