Либеральная протестантская теология


Либера́льная протеста́нтская теоло́гия — богословская мысль, которая возникла в конце XVIII — начале XIX вв. и пользовалась большой популярностью в конце XIX — начале XX веков, и была основана на работах немецкого философа и теолога Фридриха Шлейермахера[1]. В момент своего зарождения либеральная теология стремилась изменить христианство, сделать его более современным, соответствующим уровню науки[2] и способным стать инструментом для решения «земных» моральных и политических вопросов. Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности учения Христа, а также вере в то, что люди способны преодолеть свою греховность своими же силами[3].

Видя своей задачей рационализацию обоснований христианского вероучения, либеральная теология как богословское направление в итоге фактически отказалась от исторической христианской догматики[4].

С течением времени те или иные призывы к либерализации стали раздаваться и за пределами круга протестантских богословов. На сегодня понятие «либеральная теология» перестало быть синонимом понятию «протестантская теология». В настоящее время явление либерализации может выявляться, изучаться, подтверждаться либо опровергаться, теоретически, применительно к любой конфессии.

В узком смысле, применительно к внутриконфессиональной самооценке собственной истории, протестантские богословы применяют термин «либеральная теология» для обозначения одного из исторических этапов развития протестантской теологии.

На протяжении истории христианства перемены в общественной жизни обязывали христианских апологетов давать актуальные и основанные на библейском тексте ответы на современные вопросы со стороны секулярного мира, сохраняя консервативным собственное богословие. Эта позиция оставалась неизменной до конца XVIII — начала XIX вв., когда возникло явление теологического модернизма, рассматриваемого большинством исследователей примером распространяющейся секуляризации и приспособительной деятельности христианской церкви. В христианском богословии происходит отчетливый поворот от старых религиозных концепций к новым, в которых ключевое значение стала играть этика. Христианство перестает рассматриваться в качестве религиозного учения и начинает считаться нравственно-этическим[5].

Подобные изменения возникли в среде немецких лютеран, некоторые из которых предложили пересмотреть традиционные христианские богословские взгляды и предпочли рассматривать Библию в качестве искажённого повествования о естественных исторических событиях, а христианское богословие — как обычную придуманную людьми теорию. Библейское понимание Бога при этом заменялось идеей Творца, не вмешивающегося в дела мира[6].