Лилиенблюм, Мойше Лейб


Мойше Лейб Лилиенблюм (Мойше-Лейб Гиршевич Лилиенблюм[3]; 1843—1910) — выдающийся еврейский писатель и общественный деятель.

Родился в Кейданах Ковенской губ. Первый учитель Лилиенблюма, отец его матери, проходил с ним сперва Библию и основы еврейской грамматики, а потом лишь Талмуд. С 12-летнего возраста Лилиенблюм учился в иешиботах, сперва в Кейданах, затем в Вилькомире. Пытливый ум Лилиенблюма не удовлетворился одной талмудической письменностью; он изучал также средневековую философию и стал знакомиться с произведениями новейшей еврейской литературы. Как у большинства тогдашних «maskilim», первыми литературными опытами Лилиенблюма были стихи, и он еще в 12-летнем возрасте написал поэму, в которой в стихотворной форме изложены были все 613 заповедей, а в 1866 г. в «Haarat we-tikunim», изданном обществом «Mekize Nirdamim», Лилиенблюм, впервые выступил в печати со стихотворением за подписью «Герлихтстзон» (как не приписанный к вилькомирскому обществу, Лилиенблюм в то время не имел еще фамилии).

Чтобы прокормить семью, Лилиенблюм открыл в 1865 г. иешибот, где он за скромную плату преподавал Талмуд. Чтение «еретических» книг, устройство Лилиенблюмом маленькой библиотечки, в которой молодые люди знакомились с произведениями новоеврейской литературы, восстановили против него местных ревнителей. Еще более усилилась борьба, когда 1868 г. появилась в «Ha-Meliz» нашумевшая работа Лилиенблюм «Orchot ha-Talmud». Рассматривая (под влиянием Zerubabel Левинзона и More Nebuche ha-Zeman Kpoxмаля) Талмуд с исторической точки зрения, Лилиенблюм подчеркивал, что этот труд всецело проникнут духом реформы и его творцы всегда считались при религиозных постановлениях с изменяющимися условиями и требованиями жизни и Лилиенблюм призывает современный раввинат примирить религию с насущными потребностями жизни, отменить и реформировать многие постановления Шулхан аруха, ставшие обременительными при современных условиях жизни. Необходимость реформы, по мнению Лилиенблюма, тем настоятельнее, что только таким путем возможно укрепить в молодом поколении связь с религией, которую Лилиенблюм в то время рассматривал как единственную основу существования еврейской нации.

За этой статьей последовала другая, «Nosafot» (Ha-Meliz, 1869), написанная с особой страстностью. Против Лилиенблюма выступили с отдельными брошюрами («Maoz ha-Talmud» и «Maoz ha-Jam» Исаака Маргулиса, анонимная «Milchamah-be-Schalom») и рядом статей в «Ha-Meliz», в особенности в ортодоксальном «На-Lebanon». В Вилькомире положение Лилиенблюма стало еще более критическим. Когда он в конце 1868 г. хотел приписаться к кейданскому обществу под фамилией «Герлихтсзон», местные заправилы отказались записать его под тем именем, каким подписана столь «еретическая» статья, как «Orchot ha-Talmud». Тогда Лилиенблюм вместо «Герлихтсзона» избрал фамилию Лилиенблюм.