Лингвокультурная общность


Лингвокультурная общность, также лингвокультура (англ. Linguistic and cultural community) — термин, обозначающий народ, объединённый языком и культурой (как в историческом, так и в актуальном планах); единство народа, его языка и культуры.

Лингвокультурную общность обычно связывают с этносом. К признакам этноса относятся: общность происхождения, общность исторических судеб, общность культурных ценностей и традиций, общность языка, эмоциональных и символических связей, общность территории. В свою очередь лингвокультурная общность является совокупностью целостных языковых личностей. Принадлежность к той или иной лингвокультурной общности определяется степенью сформированности лингвокультурной компетентности личности. Особенностями лингвокультурной общности являются лакуны. Национальный менталитет каждой лингвокультурной общности имеет свои отличительные черты.

Лингвокультурная общность задана социальной взаимосвязью людей с помощью вербальной и невербальной коммуникации, а также отражает повседневную форму их объединённой идентичной жизнедеятельности.

В каждой лингвокультурной общности существуют определённые коммуникативные нормы — коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной лингвокультурной общности (например, приветствие знакомого, благодарность за оказанную услугу и т. д.). Благодаря им личности, принадлежащие данной лингвокультурной общности, могут беспрепятственно взаимодействовать.

В отечественном языкознании некоторые лингвокультурологические идеи впервые реализовались в работах А. А. Потебни. Познавательная функция языка определяется как важнейшая и является детерминантой лингвистической концепции А. А. Потебни и его знаковой теории (См., например, Потебня 1913)[1]: «язык есть средство познания», «известная система приемов познания». В данном случае язык выступает как способ создания и преобразования мысли. Этот алгоритм у каждого народа свой, поэтому целостное представление о языке может быть получено только при взаимосвязанном рассмотрении его функций: коммуникативной (средство общения), когнитивной (познавательной, мыслительной) и других.

Изображение коммуникативного поведения определённой лингвокультурной общности является частью страноведения, потому как частично включает описание фактов этикета, национальных традиций коммуникации и т. д. Навыки в области коммуникативного поведения необходимы для динамичной повседневной коммуникации с носителями той или иной национальной культуры.