Линейные корабли типа «Беллерофон»


Тип «Беллерофон» (англ. Bellerophon) — серия из трех британских линейных кораблей — дредноутов, построенных до Первой мировой войны. Входили в 4-ю эскадру линкоров Гранд Флита. Участвовали в Ютландском сражении, но сами огонь не открывали. Были практически полной копией «Дредноута». Одним из отличий являлась вторая трехногая мачта. Головной «Беллерофон» заложен на верфи Портсмута в день спуска на воду «Дредноута».

У тех, кто занимался проектированием и постройкой «Дредноута», наблюдался некий уровень тревожности за его конструкцию с таким количеством нововведений. Бытовало мнение, что дальнейшее строительство капитальных кораблей стоит приостановить до получения данных об испытаниях «Дредноута». Тем не менее, все соглашались с тем, что строительство линкора с такой революционной конструкцией выведет Британию на позицию лидера по строительству кораблей нового типа, и это лидерство необходимо сохранить[1].

Практически не было сомнений, что появление «Дредноута» спровоцирует гонку морских вооружений великих держав[1]. Первый лорд Адмиралтейства Кавдор[англ.] опубликовал меморандум о будущих кораблестроительных программах, лозунгом которого стало «строй мало, строй быстро, каждый следующий мощнее предыдущего». Кавдор предполагал слияние типов линкора и линейного крейсера и предлагал закладывать каждый год «неснижаемый минимум» из четырёх капитальных кораблей, подобных линкору «Дредноут» или линейному крейсеру «Инвинсибл»[2]. Британия могла строить их за два года. Главный соперник — Германия, строила свои линкоры за три года. Первым ответом Германии на «Дредноут» должны были стать два линкора программы 1906 года. Таким образом, по расчетам Кавдора, в 1908 Германии имела бы только два корабля нового типа против десяти британских — пяти, подобных «Дредноуту», трёх «Инвинсиблов» и двух «Лордов Нельсонов»[3].

Меморандум, очевидно, содержал не только личное мнение Кавдора, но и мнение Первого морского лорда Фишера. Последний предложил амбициозный проект синтеза линкора и крейсера — эскизный проект X4, датированный 2 декабря 1905 года. Это был предтеча быстроходного линкора — корабль с вооружением и бронированием «Дредноута», но скоростью «Инвинсибла». «Дредноут» критиковался за слабый 76-мм противоминный калибр, поэтому новый проект в дополнение к ним нёс ещё и восемь 102-мм. Ещё одним отличием от «Дредноута» были две треногие мачты с деррик-краном на грот-мачте для работы с шлюпками[прим. 1]. Изменением по сравнению с «Дредноутом» было и наличие полноценной противоторпедной переборки толщиной 38-51 мм. По расчётам этот линкор имел водоизмещение 22 500 дл. тонн и должен был быть на треть дороже «Дредноута»[4].


1 — внешний вал;
2 — патрубок подачи пара от турбины высокого давления (ТВД) заднего хода на турбину низкого давления (ТНД) заднего хода;
3 — ТВД заднего хода;
4 — думмис (неподвижное кольцо, компенсирующее осевую нагрузку пара на ротор турбины);
5 — несущий подшипник;
6 — ТВД переднего хода;
7 — внутренний вал;
8 — патрубок для подачи пара на ТВД переднего хода;
9 — блок упорного подшипника;
10 — патрубок для подачи пара на ТВД переднего хода;
11 — магистраль подачи пара из котельных отделений;
12 — вентиль управления подачей пара на турбины заднего хода;
13 — вентиль управления подачей пара на турбины переднего хода;
14 — вентиль управления подачей пара на крейсерскую турбину;
15 — патрубок для подачи пара на крейсерскую турбину;
16 — главный пароконденсатор;
17 — патрубок для подачи пара от ТНД на пароконденсатор;
18 — ТНД заднего хода;
19 — ТНД переднего хода;
20 — патрубок подачи пара от ТВД переднего хода на ТНД переднего хода;
21 — патрубок подачи пара от крейсерской турбины на ТВД переднего хода;
22 — крейсерская турбина.