HMS Dreadnought (1906)


HMS Dreadnought (Корабль Его Величества «Дредноут», от англ. dreadnought [ˈdɹɛdnɔːt] — «неустрашимый») — британский линкор, своим появлением совершивший революцию в военно-морском деле, родоначальник нового подкласса линейных кораблей «дредноутного типа», названного в его честь. Шестой корабль Королевского флота, носивший это название.

«Дредноут» стал первым в мире кораблём, при постройке которого был реализован так называемый принцип «all-big-gun» («только большие пушки») — в составе его вооружения было десять 305-мм орудий и отсутствовали орудия промежуточного калибра. «Дредноут» также стал первым в мире линкором с паротурбинной силовой установкой, обеспечившей ему очень высокую по тем временам скорость в 21 узел. За счёт преимущества в скорости новый линкор мог выбирать выгодную ему дистанцию боя и благодаря большему количеству 305-мм орудий имел неоспоримые тактические преимущества перед броненосцами того времени. Вместе с тем броневая защита «Дредноута» местами была хуже, чем у заложенных до него броненосцев типа «Лорд Нельсон».

Строительство «Дредноута» стало значительным событием в кораблестроении. После появления «Дредноута» все ведущие морские державы мира начали строить линейные корабли, подобно ему имевшие основное вооружение из однокалиберных орудий. По имени своего прародителя эти корабли получили нарицательное имя «дредноуты». Гонка морских вооружений перед Первой мировой войной привела к появлению «сверхдредноутов» с вооружением из 343-мм, 356-мм и 381-мм орудий. На их фоне «Дредноут» смотрелся уже откровенно слабым, поэтому в Ютландском сражении — самом крупном в Первой мировой войне — прародитель класса находился во «второй линии» и участия в бою не принял.

Единственным боевым достижением «Дредноута» стал успешный таран германской подводной лодки «U-29», которой командовал ас-подводник Отто Веддиген, в начале войны в течение одного дня потопивший три британских броненосных крейсера: «Абукир», «Кресси», «Хог». После завершения войны устаревший «Дредноут» был выведен в резерв и вскоре разделан на металл.

Создание линейного корабля «Дредноут» тесно связано с именем Джона Фишера. С 13 лет он служил на флоте, пройдя путь от самых низов до вершины британской военно-морской иерархии. С января 1862 по март 1863 года Фишер служил артиллерийским инструктором на «Экселенте» — главном артиллерийском учебном корабле британского флота. С 1867 года он служил артиллерийским офицером на кораблях британского флота, занимаясь совершенствованием минно-торпедного вооружения, разрабатывая различные устройства и руководства по их применению[2].


1 — уголок 89×76 мм толщиной 5 мм;
2 — уголок 102×102 мм толщиной 8,25 мм;
3 — уголок 89×89 мм толщиной 6,35 мм;
6 — бракета;
7 — уголок 229×89 мм толщиной 11,4 мм;
8 — покрытие верхней палубы, тик толщиной 76 мм;
9 — Z-образный профиль 152×89×76 мм
толщиной 8,9 мм;
10 — верхняя палуба;
11 — полка для укладки противоторпедной сети;
12 — бимс из уголка 229×89 мм толщиной 14,6 мм;
13 — главная палуба;
14 — внешняя обшивка;
15 — 203-мм броневая плита главного бронепояса;
16 — 279-мм броневая плита главного бронепояса, с утоньшением в подводной части до 178 мм;
17 — тиковая подкладка под броню, 63,5 мм в самом тонком месте;
18 — стальной лист 8,9 мм;
19 — стрингер из стального листа 7,62 мм;
20 — настил бункера — стальной лист 8,9 мм;
21 — скос, верхний слой, броневая сталь (нецементированный Крупп) 25,4 мм;
22 — скос, средний слой стали 19 мм;
23 — скос, нижний слой стали 25,4 мм;
1 — главный паропровод;
2 — подача пара в машинное отделение;
3 — коллектор;
4 — трубки сбора пара;
5 — тонкие трубки;
6 — теплоизоляция;
7 — система подъёма шлака;
8 — колосниковая решётка;
9 — футеровка;
10 — поддон для сбора шлака;
11 — толстые трубки;
12 — дверцы топки;
13 — запас пресной воды для котлов;
14 — шлюз для подачи угля из угольных бункеров через продольную водонепроницаемую переборку;
15 — перегородка для поворота горячих газов;
16 — лючки для доступа к трубкам;
17 — технологический люк;
18 — вода в коллекторе;
19 — система сбора загрязняющих веществ (нефти) с поверхности воды;
20 — пластина по поверхности воды для снижения её расплёскивания при качке;
21 — форсунки пополнения уровня воды в коллекторе.
1 — внешний вал;
2 — патрубок подачи пара от турбины высокого давления (ТВД) заднего хода на турбину низкого давления (ТНД) заднего хода;
3 — ТВД заднего хода;
4 — думмис (неподвижное кольцо, компенсирующее осевую нагрузку пара на ротор турбины);
5 — несущий подшипник;
6 — ТВД переднего хода;
7 — внутренний вал;
8 — патрубок для подачи пара на ТВД переднего хода;
9 — блок упорного подшипника;
10 — патрубок для подачи пара на ТВД переднего хода;
11 — магистраль подачи пара из котельных отделений;
12 — вентиль управления подачей пара на турбины заднего хода;
13 — вентиль управления подачей пара на турбины переднего хода;
14 — вентиль управления подачей пара на крейсерскую турбину;
15 — патрубок для подачи пара на крейсерскую турбину;
16 — главный пароконденсатор;
17 — патрубок для подачи пара от ТНД на пароконденсатор;
18 — ТНД заднего хода;
19 — ТНД переднего хода;
20 — патрубок подачи пара от ТВД переднего хода на ТНД переднего хода;
21 — патрубок подачи пара от крейсерской турбины на ТВД переднего хода;
22 — крейсерская турбина.