Линейные корабли типа «Кайзер»


Линейные корабли типа «Кайзер» (нем. Kaiser-Klasse) — серия германских линейных кораблей 1910-х годов. По сравнению с предшествовавшими линкорами типа «Остфрисланд», число башен главного калибра на них было сокращено до пяти, но за счёт более удачного линейно-диагонального их расположения на каждый борт могли вести огонь те же восемь орудий, а в пределах ограниченных углов наведения — все десять; также вновь были серьёзно усилены броневая и подводная защита линкоров, выведя тип «Кайзер» по этим параметрам в число мощнейших в мире. Кроме этого, впервые среди германских дредноутов на типе «Кайзер» была применена паротурбинная силовая установка.

Всего в 19091913 годах было построено пять линкоров типа «Кайзер», два — в рамках кораблестроительной программы 1909/1910 годов и ещё три — по программе 1910—1911 годов. «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» специально проектировались как флагманские корабли флота и имели специально оборудованные боевые рубки и ходовые мостики. Оригинальной конструктивной особенностью проекта также являлась запланированная на «Принце-регенте Луитпольде» дизельная силовая установка на среднем валу, но так как довести двигатель мощностью в 12 000 л. с. до работоспособного состояния так и не удалось, корабль вступил в строй и эксплуатировался только с паротурбинной установкой на двух валах.

По своей конструкции дредноуты типа «Кайзер» представляли собой высокобортный корабль с удлинённым баком, пятью бронированными вращающимися башенными установками артиллерии главного калибра (из них три по ДП в оконечностях корабля и две ближе к бортам эшелонирование в районе миделя), двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным нижним броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, верхним броневым поясом бронирования цитадели от кормового барбета до носового, бронированным казематом и бронированной палубой, расположенной выше и ниже КВЛ. Средняя артиллерия размещалась на палубу выше, чем у предшественников. Носовую и кормовую оконечность дополнительно защищала верхняя бронированная палуба.

Форма корпуса в основном повторяла форму корпуса типа «Гельголанд», но отличалась несколько большей длиной и более широким миделем. Подъём днища в носовой части был менее крутой, а у форштевня отсутствовал характерный таранный шпирон, что уже свидетельствовало о полном отказе от архаичной тактики таранного удара в бою.

В отличие от сплошной верхней палубы у типа «Гельголанд», был добавлен полубак. Он оканчивался у середины барбета кормовой линейно-возвышенной башенной установки, а дымовые трубы установили на большем расстоянии друг от друга. Экипаж по штату насчитывал 1043 человека команды и 41 офицер. «Фридрих дер Гроссе» и «Принц-регент Луитпольд» строились как флагманские корабли и имели помещения для размещения адмирала со штабом — дополнительно 80 человек, из них 14 офицеров[2].