SMS Prinzregent Luitpold


Принц-регент Луитпольд (нем. SMS Prinzregent Luitpold) — немецкий дредноут, пятый и последний корабль в серии линейных кораблей типа «Кайзер» германских имперских ВМС, участвовавших в Первой мировой войне. «Принц-регент Луитпольд» изначально проектировался как флагманский корабль флота и имел специально оборудованные боевые рубки, ходовые мостики и помещения для размещения штаба. Линкор участвовал во всех крупных операциях флота Первой мировой войны, в том числе в Ютландском сражении 31 мая — 1 июня 1916 года. Корабль также принимал участие в операции «Альбион» в конце 1917 года. Назван в честь принца-регента Баварии Луитпольда.

По проекту на дредноуте «Принц-регент Луитпольд» должны были установить комбинированную силовую установку, состоящую из двух комплектов турбин и одного дизеля большой мощности[1].

В бортовых помещениях машинного отделения установили два более мощных, чем у систершипов, турбоагрегата мощностью 26 000 л. с. (по 13 000 л. с. на турбинную установку), вращавших два трёхлопастных гребных винта диаметром 4 м, что при частоте вращения валов в среднем 270 об/мин, должно было обеспечить кораблю скорость хода 20 узлов[2][1].

Так же по проекту должен был быть установлен двухтактный дизель мощностью 12 000 л. с., вращавший средний винт, что должно было обеспечивать кораблю экономическую скорость 12 узлов. Общая мощность двух паротурбинных установок и одного дизеля составляла 38 000 л. с. и при совместной работе полная скорость «Принца-регента Луитпольда» должна была достигнуть 22 узлов[2].

Prinzregent Luitpold был оснащён двумя наборами паровых турбин Парсонса, получающих пар от 14 тонкотрубных двухтопочных котлов военно-морского типа, вырабатывающие пар с рабочим давлением 16 атм. с общей поверхностью нагрева 5950 м²[3]. В отличие от других линкоров серии, корабль был предназначен для использования дизельного двигателя на среднем валу. Однако изготовляемый заводом Ховальда «Германия» дизельный двигатель так и не смогли довести до работоспособного состояния, поэтому его не установили, среднее машинное отделение осталось пустым, а вал с винтом отсутствовал, из-за чего Prinzregent Luitpold был немного медленнее, чем другие корабли серии, которые имели три турбины. Проектная скорость, без учёта дизеля, составляла 20 узлов. Корабль развил максимальную скорость 21,7 узла (40,2 км / ч; 25,0 миль в час). Запас топлива составлял 3200 тонн угля, что позволило максимальную дальность 7200 морских миль (13 340 км; 8286 миль) на крейсерской скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час)[1]. Метацентрическая высота составляла 2,59 м. Остойчивость была максимальной при крене 28° и нулевой при 62°[3].