Линейные корабли типа «Курбэ»


Линейные корабли типа «Курбэ» (фр. Classe Courbet) — серия французских линейных кораблей 1910-х годов.

Были заложены в рамках кораблестроительной программы 1910 года и стали первыми французскими линейными кораблями дредноутного типа. Вследствие ограничений на размеры кораблей, наложенных возможностями имевшихся на французских военно-морских базах доков, линкоры типа «Курбэ» отличались сравнительно невысокой мореходностью. Затянувшееся строительство кораблей также привело к тому, что ко времени своего вступления в строй линкоры типа «Курбэ», в целом схожие с другими дредноутами первого поколения, уже существенно уступали начавшим к тому времени приниматься на вооружение сверхдредноутам других стран.

Всего в 19101914 годах было построено четыре линкора типа «Курбэ», последние из которых вступили в строй уже после начала Первой мировой войны. Первоначально корабли серии входили в состав 1-го дивизиона 1-й эскадры флота, но перед началом войны были сведены в отдельный отряд командующего флотом. В ходе войны все линкоры типа «Курбэ» действовали на Средиземном море, но их участие в боевых действиях ограничивалось в основном обстрелами побережья Австро-Венгрии. Также в 1919 году два из кораблей этого типа использовались в ходе интервенции в России.

Хотя уже к концу Первой мировой войны линейные корабли типа «Курбэ» считались устаревшими, в частности из-за низкого модернизационного потенциала, не позволявшего существенно улучшить их характеристики, Франция, сумевшая после них достроить лишь одну серию более совершенных линкоров, сохранила тип «Курбэ» на вооружении. За исключением «Франс», затонувшего в 1922 году в результате попадания на скалу во время шторма, и «Жана Бара», в 1937 году разоружённого и превращённого в стационарное учебное судно, остальные два корабля серии оставались на вооружении и к началу Второй мировой войны. До капитуляции Франции линкоры использовались в основном для обстрела береговых позиций, а после капитуляции захвачены Великобританией и в дальнейшем переданы силам «Свободной Франции». После этого корабли уже никогда не вводились вновь в боевой состав флота и использовались в роли вспомогательных судов вплоть до своего списания из состава флота; последний корабль этого типа был списан и продан на слом лишь в 1955 году.

Первые французские дредноуты были разработаны исходя из целого комплекса ограничений. При их проектировании было выдвинуто требование, чтобы корабли могли использовать существующие доки без требований капитальной реконструкции. Исходя из этого, размеры кораблей были сравнительно невелики; их стандартное водоизмещение не превышало 23457 тонн, а полное — 25579 тонн. Длина линкоров типа «Курбэ» не превышала 166 метров, ширина — 27 метров, осадка их составляла 9 метров.