Линейные корабли типа «Монтана»


Линейные корабли типа «Монтана» — тип линейных кораблей ВМС США 1940-х годов. Дальнейшее развитие линейных кораблей типа «Норт Кэролайн», во многом являясь их увеличенным вариантом. Заложены, но не достроены.

В проекте предполагалось устранить главный недостаток американских линкоров предвоенной закладки — слабая защищённость. Американские адмиралы при разработке проектов старались исходить из эмпирического правила противостояния собственным пушкам. Однако при создании «Норт Кэролайн» главная артиллерия полагалась 14-дюймовой, соответственно была спроектирована и защита. Однако переход на 16-дюймовые пушки нарушил баланс, который не удалось восстановить и на последующих типах, даже на «Айовах». Проект новых линкоров «Монтана» должен был противостоять 16-дюймовым орудиям. Схема бронирования — «все или ничего». Главный броневой пояс состоял из брони «класса A» (гетерогенная, цементированная) толщиной 406 мм. В проекте решили отказаться от внутреннего главного броневого пояса как на предыдущих типах «Айова» и «Саут Дакота» и вернулись к схеме внешнего расположения с углом наклона наружу в 19 град. Длиной цитадели — 63 % длины корпуса против 53,8 % на «Айове». Цитадель замыкалась броневыми траверсами из брони класса А толщиной 388 мм. Лобовые плиты башен толщиной 560 мм и крыша толщиной 233. Башни артиллерии главного калибра изготавливались из брони «класса B» (гомогенная, нецементированная). Боковые стенки башни имели толщину 254 мм, тыльная бронеплита — 305 из брони класса А. Барбеты башен номер 1 и 4 имели толщину 513 мм, 2 и 3 — 457 мм. Горизонтальная защита 51 + 157—188 + 18-15 мм гомогенной брони[3]. Башни средней артиллерии прикрывались 51-мм гомогенными плитами. Боевая рубка формировалась из брони класса B, с толщиной стенок до 457 мм, крыша — 236 мм.

Конструктивная противоторпедная защита т. н. «американской» схемы — состоящая из нескольких продольных противоторпедных переборок. По конструкции она была похожа на применённую на «Северных Каролинах» — с «ящикообразными» булями, без характерного для «Южных Дакот» и «Айов» подводного продолжения главного броневого пояса, переходящего в ПТП, за счёт чего увеличивалась глубина ПТЗ. Нижний броневой пояс из брони класса B был перенесён вглубь корпуса и крепился к одной из противоторпедных переборок с углом наклона 10 град. Толщина этого нижнего броневого пояса по высоте была различной и составляла: по верхней кромке 81 мм, по 219 мм в наиболее толстой средней части и 95 мм в нижней части. Предназначался он для защиты от подводных пробоин при недолётах — «ныряющих» снарядов. Максимальная глубина ПТЗ на миделе на половине осадки составляла 6,25 м[4].