Линейные корабли типа «Нассау»


Линейные корабли типа «Насса́у» (нем. Nassau-Klasse) — первый тип линейных кораблей-дредноутов Флота Открытого Моря Германской империи. Дредноуты типа «Нассау» (4 единицы) строились как ответ на постройку ВМС Великобритании первого в мире линейного корабля-дредноута HMS Dreadnought (1906).

Стремительно развивающаяся Германская империя вынуждена была подкреплять свои политические амбиции строительством сильного флота. Немаловажным фактором явилось стремительное развитие экономики молодой империи, позволившее обеспечить материальную и финансовую базу для развития флота[4]. Благодаря усилиям германского кайзера Фридриха Вильгельма II и военно-морского министра Альфреда фон Тирпица в 1898 году была принята новая кораблестроительная программа — Закон о флоте. В январе 1900 года британцы арестовали в восточной Африке германские пароходы. Подталкиваемый возмущением нации и желанием защитить стремительно развивающуюся коммерческую торговлю, рейхстаг принял новый закон о флоте 1900 года, который предусматривал удвоение количественного состава флота[5].

Становой силой флота того времени считались эскадренные броненосцы и основные усилия Германии были направлены на их строительство. Чтобы хоть как-то сравняться с огромным британским флотом, по закону о флоте 1900 года количество германских броненосцев к 1920 году должно было составить 34 единицы — 4 эскадры, по восемь броненосцев сведенные в две дивизии по четыре корабля. Ещё два корабля строились как флагманские. Предельный срок службы броненосца по закону 1898 года был установлен в 25 лет[5]. Поэтому с 1901 по 1905 годы планировалась постройка по два новых линейных корабля в год, для увеличения количества до требуемого. А с 1906 по 1909 годы должны были строиться по два корабля на смену старых[6].

В 1901—1905 годах согласно этой программы были заложены броненосцы с нормальным водоизмещением в 13 200 т и вооружение из 4 орудий главного калибра в 280-мм и 14 170-мм орудий среднего калибра — пять типа «Брауншвейг» и пять типа «Дойчланд»[7]. В Германии к проектированию линкоров с единым калибром приступили позже британцев и американцев. Первый проект линкора с единым калибром (восемь 280-мм орудий) датируется октябрём 1905 года[8]. В 1906 году в Великобритании был построен первый линейный корабль с едиными орудиями главного калибра — «Дредноут». При водоизмещении в 18 000 т он нес 10 орудий калибра 305-мм. Его строительство вызвало определённый шок в военно-морских кругах и повлекло за собой новый виток гонки вооружений. Имя «Дредноута» послужило нарицательным для нового класса строившихся кораблей. Была пересмотрена германская кораблестроительная программа. Если раньше Германия находилась в роли догоняющей стороны, то теперь она получила шанс начать с нового листа и построить флот, который мог бы померятся силами с британским. В 1906 году было принято дополнение к закону о флоте, по которому было предусмотрено строительство первых германских дредноутов[9].