Линейные корабли типа «Теннесси»


Линейные корабли типа «Теннесси» — тип линейных кораблей ВМС США, дальнейшее развитие линейных кораблей типа «Нью-Мексико», обладали по сравнению с прототипом лучшей противоторпедной защитой и увеличенным с 15 до 30° максимальным углом возвышения орудий главного калибра[2]. Всего построено два корабля этого типа. После нападения на Перл-Харбор оба корабля подверглись значительной реконструкции, прошли Вторую мировую войну и были сданы на слом вскоре после её окончания.

Начальник Управления вооружений, в 1913 году утверждал, что 16-дюймовая пушка не даст большого прогресса. Он заявлял, что на ожидаемых на то время боевых дистанциях новая 14-дюймовая пушка способна столь же эффективно пробивать броневые плиты и что у корабля с двенадцатью орудиями больше шансов поразить цель, чем у корабля с восемью 16-дюймовыми пушками. Генеральный совет согласился и поручил конструкторам разработать проект корабля с 356-мм орудиями.

Линкор «Теннесси» и однотипный с ним линкор «Калифорния», вобравшие в себя многие новшества, внедрённые в линкорах типа «Нью-Мексико», были, кроме того, первыми «пост-Ютландскими» линкорами американского флота. В результате интенсивных экспериментов и тестирования корабли получили мощную защиту подводной части, а также совершенную систему управления стрельбой главной и противоминной батареи. Ещё один шаг в развитии американских «стандартных» линкоров. С каждым типом вносились небольшие улучшения в составе и расположении вооружения, несколько увеличивалась толщина брони траверзов и палуб. Американская закаленная броня для этого типа линкоров была на уровне лучших мировых стандартов, превосходя по большинству характеристик броневой материал большинства других флотов и заметно уступая только австро-венгерской броне производства Витковицких заводов.

Орудия имели раздельные люльки орудий, так же было увеличено расстояние между осями орудий, в результате конструкция башни получилась тяжелее, чем на предыдущем типе[3]. Орудия главного калибра «Теннесси» имели максимальный угол возвышения 30° по сравнению с 15° у линкоров типа «Нью-Мексико». Это давало дополнительные 9 км дальности выстрела, что позволяло с помощью базирующихся на линкоре аэропланов-корректировщиков обеспечивать эффективную загоризонтную стрельбу[4]. Решающим было известие о том, что в не только ходе учебных стрельб, но и в ходе обстрела берега, для сохранения орудий от преждевременного износа, немцы и британцы применяют уменьшенные заряды и больший угол возвышения играет значительную роль: при начальной скорости снаряда 640 м/с для стрельбы на дистанцию 18 300 м требуется угол возвышения 25-26°, про загоризонтную дальность стрельбы, при проектировании, речь не шла[5][6].