Линейные крейсера типа «Конго»


«Конго» — тип линейных крейсеров японского императорского флота. Всего построено 4 единицы — «Конго» (金剛), «Хиэй» (比叡), «Кирисима» (霧島), «Харуна» (榛名)[2].

К проектированию первых линейных крейсеров в Японии приступили в 1908 году. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера «Инвинсибл» (Invincible). В соответствии с этим крейсер должен был иметь водоизмещение 18 650 тонн, скорость 25 узлов и главный калибр из четырёх 305-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект был изменён. Теперь будущий «Конго» должен был иметь водоизмещение 18750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 305-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Тем временем британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер «Лайон» (Lion) в сравнении с которым все проекты японцев выглядели очень слабыми.

В сложившейся ситуации японский флот обратился к британской фирме «Виккерс» с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Проект был разработан под руководством британского кораблестроителя Джорджа Тёрстона (Georges Thurston), который создал проект близкий к новейшему британскому линейному крейсеру «Тайгер» (Tiger). Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий. В течение 1911—1912 годов на японских верфях было заложено ещё три корабля типа «Конго».

Окончательная конструкция крейсеров представляла улучшенную версию типа Lion водоизмещением около 27 940 тонн (27 500 длинных тонн)[3]. Они вооружались восемью 14-дюймовыми орудиями, установленных в четырех двуорудийных башнях (две в носовой части и две в корме) и имели максимальную скорость 27,5 узлов[4].

В результате этого, Япония получила линейные крейсера, считавшиеся даже более мощными, нежели новейшие британские, что вызвало небольшой скандал в английской прессе.

Корпус «Конго» в основном повторял корпус «Лайона», но имел клиперный форштевень. Большим, чем на британских кораблях был и развал бортов, что было сделано для лучшей мореходности. Подводную часть форштевня «Конго» сделали прямой в отличие от бульбообразной на «Лайоне». Это уменьшило длину японского крейсера почти на 1,5 метра, а ширина была на 1,65 метра больше, чем у «Лайона»[5].