HMS Tiger (1913)


«Та́йгер» (англ. HMS Tiger, Корабль Его Величества «Тайгер») — линейный крейсер Королевского военно-морского флота Великобритании времён Первой мировой войны, единственный корабль этого проекта.

Являлся развитием проекта линейного крейсера «Куин Мэри», получив те же восемь 343-мм орудий главного калибра и сходную схему бронирования. Как и на современных ему линкорах типа «Айрон Дюк», на «Тайгере», вместо применявшихся ранее 102-мм, были установлены 152-мм орудия противоминного калибра. Каземат этих орудий получил бронирование толщиной 152 мм, что увеличило общую площадь забронированного борта. С оглядкой на японский опыт, был установлен подводный 76-мм пояс, как на японских линейных крейсерах типа «Конго». Количество торпедных аппаратов было увеличено до четырёх.

Наиболее мощный и совершенный британский линейный крейсер, построенный до начала Первой мировой войны. Считался самым красивым кораблём Королевского флота[1]. Современные ему германские крейсера типа «Дерфлингер» имели вооружение из 305-мм орудий. За счёт большей начальной скорости и совершенства снарядов германское 305-мм орудие практически не уступало британскому 343-мм. По скорости и мореходности «Тайгер» превосходил своих визави, но уступал им по защищённости. Специалисты считают, что по комплексу характеристик британский крейсер уступал более сбалансированному «Дерфлингеру».

«Тайгер» активно использовался в годы Первой мировой войны, находясь в составе 1-й эскадры линейных крейсеров. Под командованием адмирала Битти 1-я эскадра, вместе с «Тайгером», приняла участие в бою у Доггер-банки и Ютландском сражении. По условиям Лондонского договора 1930 года по сокращению морских вооружений «Тайгер» 30 марта 1931 года был выведен из состава флота и продан на слом.

В кораблестроительную программу 1911—1912 года были заложены средства на четыре линкора (будущий тип «Айрон Дюк») и один линейный крейсер. В проекте новых линейных кораблей были предложены два существенных изменения в сравнении с предыдущими типами — переход со 102-мм на 152-мм орудия для вспомогательной артиллерии и установка кормового отсека подводных траверзных торпедных аппаратов (последнее увеличило количество торпедных труб на две). Логичным было внедрить эти изменения и в проекте линейного крейсера[2].


1 — кормовой отсек ТА;
2 — башня ГК «Y»;
3 — задняя боевая рубка для управления торпедной стрельбой;
4 — башня ГК «Q»;
5 — командно-дальномерный пост на фок-мачте;
6 — передняя боевая рубка;
7 — башня ГК «В»;
8 — башня ГК «А»;
9 — носовой отсек ТА;
11 — цистерны с нефтью;
12 — зарядные погреба ГК;
13 — погреба СК;
14 — снарядный погреб ГК;
15 — центральный пост управления;
16 — котельные отделения;
17 — машинные отделения;
18 — вспомогательные машинные отделения.