Линобамбаки


Линобамбаки — название общины, проживавшей некогда на Кипре.[1] Сегодня она является частью турок-киприотов.[2][3]

Слово Линобамбаки образовано из сочетания двух греческих слов: λινο (lino), «лён» и βάμβακοι (vamvaki), «хлопок».[4] Оно использовалось как метафора, чтобы подчеркнуть тот факт, что несмотря на католические корни, внешне они вели себя как мусульмане.[5]

В результате Турецко-венецианской войны Кипр остался под властью Османской империи, и сразу после её окончания на католическое население острова были наложены санкции.[6] Поскольку турецко-венецианское противостояние достигло к тому времени наивысшей точки, католики Кипра представляли угрозу для безопасности османов, опасавшихся возможного возвращения венецианцев. Вследствие этого османы менее терпимо относились к католической общине, чем к православным грекам.[7] Помимо политического и религиозного давления, католики также испытывали экономическое угнетение, в частности, были лишены прав на владение собственностью. В числе католиков, подвергшихся гонениям, были Латины, венецианцы, генуэзцы, марониты и армяне, которые приняли ислам, чтобы избежать рабства, притеснения или смерти и которых впоследствии стали называть Линобамбаки.[8]

Внешне Линобамбаки не придерживались и не демонстрировали своих религиозных убеждений, поскольку их переход в ислам был фиктивным. В обычной жизни у них было или одно христианское и одно мусульманское имя, или некое общее имя, которое встречалось как в той, так и в другой религии, например, Ибрагим (Авраам), Юсуф (Иосиф) или Муса (Моисей).[9] Во время ежегодных воинских призывов их часто забирали в османскую армию,[10] и они уклонялись от уплаты налогов для немусульманского населения. Линобамбаки не перешли полностью в традиционную мусульманскую веру, а лишь демонстрировали соблюдение религиозных обычаев и верований, что давало им преимущества, предоставляемые только мусульманам. Например, они часто пили алкоголь, употребляли в пищу свинину[11] и не посещали церковную службу — традиции, напоминающие современную культуру турок-киприотов. Многие деревни Линобамбаки носят имена христианских святых и начинаются со слова άγιος (ayios), что означает «святой» и обозначает их католическое происхождение. Культурные и исторические корни Линобамбаки можно проследить в жизни и литературе турецких киприотов. Например, два самых известных персонажа кипрского фольклора — это Гавур Имам и Хасан Поули (Були).[12] Линобамбаки составляли большую часть участников всех бунтов и мятежей против османского правления и других правительственных органов на острове.[13]

Османская система миллет была упразднена во времена британского правления. В этот период население Кипра было поделено на две основные группы в ходе переписи и в административных документах.[14] Из-за политики поляризации, проводимой Британской администрацией, Линобамбаки стали частью общины турок-киприотов.[15]