Литература Хейхалот


Литература Хейхалот (ивр. סִפרוּת הַהֵיכָלוֹת‎ — «литература Чертогов»), также литература Хейхалот и Меркава («литература Чертогов и Колесницы») или литература Йордей Меркава («литература нисходящих к Колеснице») — тексты, составленные еврейскими мистиками во 2—7 веках н. э.[1] на территории Израиля и Вавилонии и посвящённые описанию высших миров, Небесных Чертогов, ангелов и престола Божьей Славы. Являются одним из древнейших источников каббалы.

Хейхалот — множественное число слова др.-евр.היכל‏‎ («хейхаль» — «чертог»). Так в книгах Танаха называется Иерусалимский Храм[2]. Согласно мистической доктрине, Храм, находящийся в физическом мире, соответствует Небесным чертогам, существующим в духовных мирах. Многие произведения, относящиеся к литературе Хейхалот, в своем названии содержат слово «хейхаль».

Литература Хейхалот дошла до нас в виде фрагментов манускриптов, написанных в конце первого тысячелетия и обнаруженных в девятнадцатом веке в Каирской генизе, а также в виде разрозненных рукописей, датируемых началом второго тысячелетия н. э., сохранившихся в различных библиотеках мира и в частных коллекциях. Всего имеется не менее copoка семи рукописей, содержащих тексты, которые принято считать литературой Хейхалот. После появления книгопечатания некоторые рукописи были оформлены в книги и опубликованы.

Следует иметь в виду, что сохранившиеся рукописи во многих случаях содержат тексты, не разделённые на отдельные сочинения и не имеющие названий.

Некоторые исследователи[3] включают в этот список также другие произведения, отличающиеся по теме или по времени написания. В том числе:

Неизвестно, кто является авторами этих произведений. В некоторых из них повествование ведется от лица личностей, известных из других еврейских источников, таких как рабби Ишмаэль и рабби Акива, но нет причины считать их реальными составителями этих текстов.