Литургическое богословие


Литурги́ческое богосло́вие — сравнительная богословская наука, занимающаяся систематизацией богословских идей заключенных в богослужении, церковных песнопениях, последовании праздников, иконографических композициях, таинствах и во всём церковнослуже́бном обихо́де, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ.[1]

Литургическое богословие изучалось ещё в творениях богословов древней христианской церкви, но из-за отсутствия системного подхода, оно не сразу было выделено в отдельную богословскую дисциплинарную единицу.

Определённый вклад в развитие литургической богословской мысли был внесён святым Кириллом Иерусалимским († 386), в своих тайново́дственных поучениях раскрывшего внутренний смысл и символическое значение таинств Крещения, Мvропомазания и Евхаристии, чина Оглашения.[3] Впоследствии символическое объяснение богослужений и других церковных тайноде́йствий было раскрыто в книге святого Диони́сия Ареопаги́та «О небесной иерархии»[4], в творениях святого Софро́ния Иерусалимского, преп. Максима Исповедника, св. патриарха Германа Константинопольского, Николая Каваси́лы[5], архиепископа Фессалоникийского и блаженного Симео́на архиепископа Фессалоники́йского[6].

В России работу по систематизации предмета начал выпускник Славяно-Греко-Латинской Академии литурги́ст Иван Иванович Дмитриевский в своем труде «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию».[7]

Но всё-таки, Литургическое богословие, именно как богословская наука, возникло в первой половине XX века в связи с богословским движением, которое было вызвано глубоким интересом к литургической традиции Православной Церкви.[8] У истоков науки стояли русские богословы, находившиеся в эмиграции[9], которые одни из первых начали работу над систематизацией богословских идей, заключавшихся в богослужении.[10]