Реджеле Фердинанд I (эсминец)


«Реджеле Фердинанд I» (рум. NMS Regele Ferdinand I)[2], также известный под названием «Реджеле Фердинанд» (рум. NMS Regele Ferdinand)[3] — румынский, позднее советский эскадренный миноносец, головной корабль одноимённого типа миноносцев, построенный в Италии по заказу военно-морских сил Румынии в конце 1920-х годов. Во время Второй мировой войны, начиная с 22 июня 1941 года, нёс службу в западной части Чёрного моря; в связи с численным превосходством Черноморского флота ВМФ СССР ограничивался охраной конвоев и борьбой подводными лодками. Предполагается, что за годы войны «Реджеле Фердинанд I» потопил две подводные лодки.

В начале 1944 года во время Крымской наступательной операции он принимал на борт эвакуировавшиеся из Крыма немецкие и румынские войска, в ходе конвоев был серьёзно повреждён советской авиацией. После государственного переворота в Румынии в августе 1944 года и её перехода на сторону антигитлеровской коалиции румынские корабли попали в руки советских войск в качестве трофеев. «Реджеле Фердинанд I», вошедший в состав Черноморского флота ВМФ СССР в том же году, был переименован в «Лихой» и служил до 1951 года, пока его не вернули Румынии. В 1952 году корабль был переименован в D21, прослужив в составе румынского флота вплоть до 1961 года, после чего был пущен на слом[4].

После окончания Первой мировой войны и приобретения двух итальянских лидеров эсминцев типа «Аквила» румынское правительство решило заказать дополнительно два современных эсминца на верфи Pattison Yard в Италии в рамках реализации программы строительства флота на 1927 год[5]. Основой для проекта новых кораблей послужили британские лидеры эсминцев типа «Шекспир», от которых румынские эсминцы отличались эшелонным размещением машинных отделений с паровыми турбинами Parsons[6][7]. Орудия были приобретены в Швеции, а система управления огнём — в Германии[8]. Планировалось построить всего четыре подобных эсминца, однако в итоге было построено только два корабля под названиями «Реджеле Фердинанд I» и «Реджина Мария»[7]. Этот тип эскадренных миноносцев вошёл в историю также под названием «R»[3].

У эсминцев типа «Реджеле Фердинанд» были следующие главные размерения: наибольшая длина 101,9 м, ширина 9,6 м и осадка 3,51 м[6]. Стандартное водоизмещение кораблей составляло 1400 т, полное — 1850 т[6][7]. Экипаж насчитывал 212 матросов и офицеров[9][a]. В состав главной энергетической установки входили две турбины Парсонса с редукторами, каждая из которых приводила в движение один винт, используя пар, вырабатываемый в трёхколлекторных паровых котлах Торникрофта[7] (турбины изготавливались итальянской компанией STT)[10]. Вырабатываемая турбинами мощность достигала 52 тысяч лошадиных сил, что позволяло эсминцам развивать скорость до 37 узлов[b], однако на ходовых испытаниях эсминец подобного типа развивал скорость до 38 узлов[11]. Запас топлива на эсминцах достигал 490 т мазута[7], что обеспечивало дальность плавания в 3000 морских миль при скорости 15 узлов[9][c].