Ловейко, Иосиф Игнатьевич


Ио́сиф Игна́тьевич Лове́йко (6 [19] февраля 1906, Прохоры, Иманский уезд, Приморская область, Российская империя — 9 сентября 1996, Москва, Россия) — советский, российский архитектор. Главный архитектор Москвы с 1955 по 1960 год. Народный архитектор СССР (1975)[1].

Закончил ремесленное училище, затем поступил на рабфак во Владивостоке. Преподаватели рабфака обратили внимание на его художественные способности и направили его в московский ВХУТЕМАС (с 1926 — ВХУТЕИН, с 1930 разделён на несколько вузов, в том числе — Институт пролетарского изобразительного искусства, Московский архитектурный институт, Художественно-промышленный институт имени Строганова и др.). Он подал документы на архитектурный факультет, который окончил в 1931 году. Куратором его дипломного проекта был архитектор-конструктивист Александр Веснин[2].

После выпуска начал работать в Стройсекторе ВСНХ РСФСР[2], а в середине 1930-х перешёл в архитектурно-проектную мастерскую № 5 Моссовета под руководством Даниила Фридмана[3]. В 1934 году разработал проект клуба «Волгостроя», построенный в Рыбинске. Это единственное сооружение, выполненное им вне пределов Москвы. Тогда же молодой архитектор спроектировал первые дома в столице — жилую застройку Котельнической и Гончарной набережных (1934—1937)[1]. В соавторстве с Даниилом Фридманом он в 1935-м создал вестибюль станции метро «Дзержинская». Оригинальным стилистическим решением этого сооружения стал двойной арочный портал[4]. В 1937—1939 годах руководил строительством восточного корпуса Воспитательного дома. Тем самым он завершил композицию, предложенную автором проекта Карлом Бланком в середине XVIII века[5].

Хотя собственный стиль архитектора окончательно ещё не сформировался, на его работы обратил внимание архитектор Каро Алабян в статье «Против формализма, упрощенчества, эклектики», которая вышла в апрельском номере «Архитектуры СССР» в 1936 году. В статье задавались стандарты советского зодчества и одновременно критиковались все «антисоветские» стили. Автор называл недопустимым «упрощенчество-эклектику» и причислил к «упрощенцам» И. Ловейко. Такая оценка повлияла на молодого архитектора, поэтому его работы 1940-начала 1950-х разительно отличаются от ранних[6].

После начала войны остался в столице, чтобы участвовать в разработке московских оборонительных сооружений[2].