Логаэ́ды[1], логаэдические стихи[2] (от др.-греч. λογαοιδικός — прозаически-стихотворный, буквально «прозо-песенный») — стихи, состоящие из разнородных стоп в регулярной последовательности. Характерны для метрического стихосложения; в тоническом получили распространение как подражания античности и оригинальные эксперименты.
Применительно к античной метрике логаэдами называются смешанные размеры, образованные сочетанием четырёхморных стоп (дактиль, анапест) с трёхморными (ямб, хорей)[3][1]. Долгие и краткие слоги в логаэдических размерах чередуются неравномерно, однако эта неравномерная последовательность повторяется из стиха в стих или даже из строфы в строфу[4].
Название «логаэды» отражает их внутреннюю неоднородность, неровность ритма по сравнению с равнодольным стихом, бо́льшую приближенность к прозе[3][5][6]. Однако этот термин возник лишь тогда, когда стихи начали делить на стопы; первоначально же ритмической единицей считалась целая строка, а размеры назывались по именам поэтов, введших их в употребление или питавших к ним особую склонность: алкеев стих, сапфический стих, асклепиадов стих, фалекий, гликоней, ферекратей (за исключением адония)[5][7].
Логаэды широко употреблялись в лирической поэзии и в хоровых частях трагедий[8]. В переводах и подражаниях античной лирике упорядоченное чередование долгих и кратких слогов заменялось чередованием слогов ударных и безударных. Так, стихотворение Модеста Гофмана, основанное на сохранившемся фрагменте стихотворения Сапфо, представляет собой имитацию античной сапфической строфы[9]:
Сколько звезд горит на высоком небе,
Сколько рыб морских и фиалок мирных, —
Столько чудных дев на Лесбосе чудном
С ясной душою.