Лонжеронная рама


Лонжеронная рама или лестничная рама (англ. ladder frame / body-on-frame) — разновидность автомобильной рамы, внешне напоминающая лестницу. Состоит из двух продольных лонжеронов; нескольких поперечин, также называемых «траверсами»; а также креплений и кронштейнов для установки кузова и агрегатов[1]. Рама лестничного типа без учёта мостов является самой нижней точкой кузова автомобиля[2].

Лонжероны изготавливаются из стали, для обеспечения высоких показателей на скручивание используются разные типы профиля сечения — короб, двутавр или швеллер[3]. Как правило, наиболее распространённым является сечение швеллера[4], обычно переменное по длине — в наиболее нагруженных участках высота сечения зачастую увеличена[1]. Иногда как минимум на части своей длины у рам встречается сечение типа «короб». Лонжероны выполняются из лежащих внутрь U-образных профилей, центр кручения[de] у них находится снаружи, что позволяет передавать энергию через оснащённые кронштейны без перекручивания лонжеронов[5]. Лонжероны не всегда являются ровными: многие имеют изгибы вертикальной и горизонтальной плоскости. На некоторых авто изгиб рамы в передней и задней частях (в районе расположения колёс) позволяет переместить центр тяжести вниз. Лонжероны могут располагаться или параллельно друг другу, или под некоторым углом (последнее больше характерно для внедорожников)[3].

Поперечины представляют собой U-образные или T-образные профили[5]. Выделяются трубчатые, K-образные и X-образные поперечины. Классической схемой крепления поперечин является перпендикулярная, однако есть конструкции, в которых эти составные части располагаются под углами — подобные конструкции классифицируются как К-образные и Х-образные рамы[3]. Детали рамы соединяются заклёпками (грузовые автомобили), болтами (штучные экземпляры) или сваркой (легковые автомобили, в том числе внедорожники)[6][7]. Для крепления узлов авто все лонжероны и поперечины оснащаются кронштейнами[3].

Грузовые автомобили обычно имеют клёпаные рамы, легковые и сверхтяжёлые самосвалы — сварные[1]. В грузовых автомобилях и прицепах, как правило, представлены два продольных лонжерона, а все поперечные распорки имеют либо лестничную, либо X-образную форму[8]. Болтовые соединения находят применение обычно при малосерийном производстве[1]. Современные тяжёлые грузовики и прицепы также иногда имеют рамы, собранные на болтах, что значительно облегчает их обслуживание и ремонт, однако во избежание самооткручивания болтов необходимо применять специальные меры. На спортивных автомобилях применяются трубчатые лонжероны и поперечины круглого сечения с лучшим соотношением массы и жёсткости.

Некоторыми источниками периферийные рамы и X-образные рамы классифицируются как разновидности лонжеронного типа[1]. По другим источникам, периферийные являются отдельным типом, а X-образные — разновидностью хребтовых[9]. Также выделяется несущее основание, в котором продольные лонжероны соединены днищем[3].