Спортивный автомобиль


Спортивный автомобиль или спорткар (от англ. sports car) — двухместный автомобиль с закрытым или открытым кузовом и одинаковыми по диаметру колёсами, созданный в первую очередь под участие в автогонках, но потенциально пригодный для дорожной эксплуатации.[1]

Спортивный автомобиль формально является легковым автомобилем с повышенными динамическими качествами, снабжаемый не менее чем двухместным кузовом и полным оборудованием пассажирского автомобиля, как, например: две двери, ветровое стекло со стеклоочистителем, крылья, фары, стартер, передача заднего хода в трансмиссии, и т. д. Конструкция кузова, как правило, всегда специальная, обтекаемой формы с малой лобовой площадью. Конструкция шасси спортивного автомобиля может базироваться как на проекте одной из выпускаемых серийных моделей, в агрегаты и узлы которой вносятся необходимые изменения с целью форсировки двигателя и улучшения динамических качеств, так и на основе агрегатов перспективной модели, намечаемой к производству в ближайшее время и учитывающей все достижения автомобильной техники сегодняшнего дня. При создании такого автомобиля автопроизводитель имеет возможность использовать его для всесторонних испытаний, доводки и определения работоспособности новых узлов. Соревнования на спортивных автомобилях являются проверкой возможных форсировок, которые позволяют определить допустимые напряжения в деталях автомобиля, так как при скоростных состязаниях эти детали испытывают высокие нагрузки, создаваемые тяжелыми условиями работы. В дальнейшем эти нагрузки служат предельными величинами для расчетов напряжений. Работа над созданием и испытанием спортивных автомобилей дает хороший опыт, как правило, используемый при проектировании серийных пассажирских автомобилей ближайшего будущего.[2]

Исторически существовало два типа спортивных автомобилей — европейские и американские, которые существенно отличались друг от друга в соответствии с различием дорожной системы этих регионов и вкусами соответствующей аудитории.

Европейские спортивные автомобили создавались в первую очередь для быстрой езды по просёлочным дорогам (которые в наиболее развитых странах Европы уже в 1930-х годах были хорошо асфальтированы) — узким и извилистым, изобилующим опасными поворотами — либо по горным серпантинам. И для того, и для другого требовалась в первую очередь хорошая управляемость, мощность же была на втором плане, поскольку скорости были сравнительно невысоки. Поэтому европейские спортивные автомобили имели очень хорошо проработанное шасси и сравнительно слабые двигатели рабочим объёмом 1,5…3 литра, зачастую — форсированные варианты вполне рядовых силовых агрегатов от массовых седанов.