Лопанский мост


Большо́й Ло́панский мост (укр. Лопанський міст), в XIX веке также Екатериносла́вский мост, в советское время также Свердло́вский мост — мост через реку Ло́пань в центре города Харькова. Расположен в самом начале улицы Полтавский шлях. Соединяет Нагорный район и три центральные площади города с Залопанью.

Лопанский мост был первым большим мостом казацкого Харькова. Точная дата его строительства неизвестна, однако по данным 1745 года на реке уже был старый деревянный мост, требующий перестройки. На протяжении 1749—1750 годов строится новый мост, который в 1760 году сильно повреждается половодьем.

В начале 1780-х годов он пришёл в полную негодность и возникла необходимость в очередной его перестройке. В 1782 году губернским механиком Захаржевским был сделан проект постройки нового деревянного моста со сметой 4102 рубля. Строительство мостов являлось повинностью всех обывателей Харьковского округа, но губернатор Чертков решил привлечь к стройке дворянство и купечество. Представители этих сословий дали согласие на финансирование стройки на сумму немногим менее полутора тысяч рублей, но Казённая Палата не соглашалась на финансирование недостающей части сметы без решения Сената. Пока горожане пытались решить вопросы финансирования стройки, мост окончательно пришёл в аварийное состояние: «что не только проезжающим чрез оный, но даже и проходящим не малую наводил опасность»[1]. Вопрос со строительством был решён губернатором Чертковым, который принял решение построить мост за счёт города, причём сделать его каменным.

По новому проекту механика Захаржевского строительство первого каменного моста в Харькове планировалось осуществить за сумму 3423 рубля. Мост должен был быть трёхпролётным, камня предполагалось использовать мало — только для фундаментов, а на возведение опор моста требовалось 250 тысяч кирпичей и 200 пудов железа. Основным же строительным материалом всё равно оставалась древесина. К работам приступили весной 1783 года и первоначально собирались полностью завершить строительство до конца года. Руководил работами Захаржевский, в помощь которому губернатором были назначены в помощники несколько купцов и мещан. Камень для фундамента доставлялся из Каменной Яруги, а для укрепления набережной камень брался из вала разрушаемой Салтовской крепости. К наступлению осени не удалось выполнить строительные работы в полном объёме, но проезд по мосту уже стал возможен.