Стоддард, Лотроп


Теодо́р Лотро́п Сто́ддард (англ. Theodore Lothrop Stoddard; 29 июня 1883 — 1 мая 1950) — известный американский историк, журналист, евгенист, политолог и расовый теоретик, состоявший в Ку-клукс-клане[2]. Автор понятия «недочеловек» (англ. the Under-man, в немецком переводе нем. Untermensch), получившего распространение в идеологии нацизма.

Стоддард родился в городке Бруклайн (штат Массачусетс). Он был единственным сыном Джона Стоддарда, выдающегося писателя и лектора. Теодор Стоддард получил образование в Гарвардском университете, который окончил с отличием в 1905 году. В 1914 году там же он получил докторскую степень. Некоторое время изучал право в Бостонском университете.

В 1939—1940 годах Стоддард четыре месяца провёл в нацистской Германии в качестве журналиста «Северо-Американского газетного альянса» (North American Newspaper Alliance). По сравнению с другими журналистами он был на особом счету у высших руководителей НСДАП.

Находясь в Германии, Стоддард посетил Суд по охране наследственного здоровья (Hereditary Health Court) в городе Шарлоттенбург — апелляционный суд, выносящий окончательное решение по вопросу необходимости принудительной стерилизации. Стоддард сделал вывод, что евгенические законы в Германии «применялись в строгом соответствии с законодательными положениями, и что, фактически, вынесенные судом решения были, пожалуй, слишком консервативными», а также, что эти законы «удаляли из немецкого народа его наихудшие элементы научным и поистине гуманным образом»[3][4]. Однако, Стоддард был ошеломлён откровенным антисемитизмом нацистов и предсказал, что «еврейский вопрос» вскоре будет решён в Германии «физическим удалением самих евреев из Третьего Рейха»[4].

В 1940 году Стоддард написал мемуары о своем пребывании в нацистской Германии под названием «Во мрак: Нацистская Германия сегодня» (Into the Darkness: Nazi Germany Today), в которых приводятся интервью с такими фигурами Третьего Рейха, как Генрих Гиммлер, Роберт Лей и Фриц Заукель.

После Второй мировой войны теории Стоддарда стали восприниматься, как слишком близкие нацизму, что нанесло сильный удар по его популярности[5]. О его смерти от рака в 1950 году почти не сообщалось, несмотря на большое количество читателей его книг и его влиятельность в предвоенные годы[6].