Расовая теория


Ра́совая тео́рия, расоло́гия[1], нау́чный раси́зм (англ. scientific racism) — комплекс теорий и идей о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй людей, о существовании превосходства одних человеческих рас над другими. Иногда (например, как у Людвига Фердинанда Клаусса) расовая теория не сводится к чисто биологическим факторам. Расовая теория является основой расовой дискриминации[2][3][4] и рассматривается в настоящее время как псевдонаучная[5][4]. Иногда расовую теорию прямо отождествляют с расизмом[6].

Как теория, научный расизм использует антропологию (особенно физическую антропологию), антропометрию, краниологию и другие научные дисциплины для составления антропологических типологий, подтверждающих классификации человеческого населения для разделения человеческих рас на «высшие» и «низшие». Научный расизм был распространён в период неоимпериализма (с 1880-х годов по 1914 год), где использовался для оправдания белого европейского империализма, достиг своего наибольшего подъёма с 1920-х годов и был окончательно отвергнут с окончанием Второй мировой войны. Начиная с последних лет XX века, научный расизм критикуется как отжившее явление, которое используется для обоснования расистских взглядов, основанных на вере в существование категорий и иерархий «высших» и «низших» человеческих рас[7]. Перейти к разделу «#Критика»

В настоящее время широкий научный консенсус не только отвергает идею о превосходстве одних человеческих рас над другими, но и в принципе констатирует некорректность эссенциалистской и типологической концепций расы[8][9][10][11][12][13].

Единой расовой теории как таковой не существует: авторов различных расовых теорий и концепций объединяет только убеждение в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.

Израильский историк и антиковед Бенджамин Исаак  (англ.) отмечает, что научный расизм своими корнями уходит в греко-римскую античность  (англ.).[14] Ранним примером может служить написанный в V веке до н. э. Гиппократом трактат «О воздухах, водах и местностях» о котором Псевдо-Аристотель писал: «Мысль о том, что чёрные люди трусы, а белые люди мужественные борцы, уже содержится в „О воздухах, водах и местностях“»[15]. Также примером может служить древнеримский писатель, зодчий и инженер Витрувий (70—25 до н. э.), который опираясь на расовые теории крупного греческого философа-стоика Посидония (135—51 до н. э.), говорил:[16]

…эти расы, ближайшие к южной половине оси, менее рослые, со смуглыми лицами, вьющимися волосами, чёрными глазами, и немногокровные из-за солнца. Скудность крови делает их робкими для сопротивлению мечу… С другой стороны, мужчины, родившиеся в странах с холодным климатом, действительно готовы встретить разящее оружие с большой отвагой и без какой-либо боязливости.