Лубонья, Тоди


Тоди Лубонья (алб. Todi Lubonja; 13 февраля 1923, Эльбасан — 19 ноября 2005, Тирана) — албанский коммунистический политик и журналист, член ЦК АПТ, в 1960-х — редактор «Зери и популлит», в начале 1970-х — генеральный директор Гостелерадио НРА. Был близким сподвижником Энвера Ходжи, участвовал в политических репрессиях. Впоследствии обвинён в «либеральном уклоне», арестован и приговорён к длительному заключению. Освобождён после падения коммунистического режима.

С юности Тоди Лубонья примыкал к албанскому коммунистическому движению. В 1941 присоединился к Коммунистической партии Албании (КПА, с 1948 — Албанская партия труда, АПТ), на следующий год вошёл в партийный комитет Дурреса. Воевал в составе Национально-освободительной армии, участвовал в партизанских боях с немецкими оккупантами[1]

В молодости Тоди Лубонья был убеждённым сталинистом, преданным сторонником Энвера Ходжи. После прихода КПА к власти Лубонья активно участвовал в политическом терроре, руководил одной из бригад преследования. В июне 1946 он лично направлял отчёт в ЦК КПА о совершённых убийствах[2].

Тоди Лубонья возглавлял албанский комсомол, был партийным секретарём в Эльбасане, Кукесе, Корче. Входил в состав ЦК АПТ. С 1958 по 1972 являлся депутатом Народного собрания. В 19641968 редактировал печатный орган ЦК АПТ «Зери и популлит». Наряду с Рамизом Алией, был одним из ведущих идеологов АПТ. Принадлежал к доверенным лицам Ходжи. В 1970 Тоди Лубонья был назначен генеральным директором албанского Гостелерадио — Radio Televizioni Shqiptar (RTSH)[3].

К началу 1970-х политико-идеологические взгляды Тоди Лубоньи претерпели заметную эволюцию. Вместе с Фадилем Пачрами он стал сторонником некоторой либерализации режима. Лубонья занял антиконформистские позиции в культуре, поощрял раскованность в творчестве и быту, что резко противоречило официальной идеологической регламентации. Высказывался за углублённое изучение албанской истории, что входило в конфликт с официальной партийной доктриной. По воспоминаниям родных, Тоди Лубонья критиковал Энвера Ходжу за произвол, догматизм и некомпетентность, выражал взгляды, близкие к социал-демократии[4].

25 декабря 1972 года Тоди Лубонья выступал организатором ежегодного музыкального фестиваля Festivali i Këngës, проводимого RTSH. Исполнялась бит-музыка, к выступлениям были допущены нестандартно одетые юноши и девушки, проявлявшие некоторую раскованность[5]. Хотя, по последующим отзывам, принципиальных отличий от других государственных мероприятий фестиваль не имел[6], даже такие новации были восприняты как недопустимый «либерализм», «подрыв культуры социалистического реализма» и «преклонение перед Западом»[7].