Луганский литейный завод


Луганский литейный завод — казённое предприятие по выплавке и изготовлению изделий из чугуна, существовавшее в Российской Империи с 14 (25 ноября) 1795 года по 20 июня 1887 года, и ставшее первенцем российской металлургии и градообразующим предприятием для Луганска[1][2][3][4][5][6].

В разные годы Луганский литейный завод производил боеприпасы, вооружение, станки, весовые гири, разнообразную продукцию гражданского назначения[1].

С 1715 по 1723 годы, по указанию Петра I, русский рудознатец (геолог) Григорий Капустин участвовал в экспедициях, открывая месторождения золота, серебра и других полезных ископаемых в воронежском и устюжском краях, а также месторождений каменного угля в районе нынешнего Донецкого каменноугольного бассейна. В конце 1722 года на реке Кундрючьей Капустин открыл месторождения каменного угля.[7]

В сентябре 1721 года в верховьях Лугани, в балке Скелеватой, экспедиция во главе с управляющим Бахмутским соляным промыслом лантратом Никитой Вепрейским и надзирателем Бахмутской крепости капитаном Семёном Чирковым нашла пласт «горюч-камня» (каменного угля), дав начало работам по геологической разведке Донецкого каменноугольного бассейна.[2]. Вскоре были обнаружены новые залежи угля на реке Беленькой (в настоящее время — Белая) — правом притоке Лугани, в Городних буераках (возле села Городище[2]). С 1723 для нужд солепромыслов здесь началась любительская добыча угля. В 1725 уже полноценная научная экспедиция во главе с англичанином Никсоном подтвердила высокое качество местного угля. Однако после смерти Петра 1 и начала русско-турецких войн освоение края затормозилось. Разведанный геологами уголь до конца XVIII века промышленно не разрабатывался.

Лишь с 1792 года матросы Черноморского флота Российской империи под руководством инженера-капитана Ивана Аврамова организовали здесь разведку и добычу топлива, которое отправлялось в Николаев и другие порты. Добыча угля однако не была систематической, к тому же матросы разрабатывали лишь обнажённые пласты.

Тем временем, 1 октября 1792 года командующий Черноморским флотом Российской империи вице-адмирал Николай Семёнович Мордвинов подал правительству рапорт о состоянии флота на юге России, в котором, в качестве фактора для отражения турецко-татарской опасности, отметил острую проблему необходимости закладки на юге страны нового оружейного завода[2]. Мордвинов настаивал на оснащении российского флота чугунными корронадами системы Гаскойна, возглавлявшего в своё время Карронский металлургический завод (англ. Carron Company) в Шотландии[5].