Луккезе, Филиберто


Филиберто Луккезе (итал. Filippo Alberto Lucchese; 26 декабря 1606[1][2], Мелиде, Тичино — 21 мая 1666[1][2], Вена[3]) — итальянский архитектор, скульптор и геометр, в середине XVII века бывший одним из важнейших венских придворных архитекторов. По его проектам был возведён ряд зданий в стиле барокко в Вене и Моравии[4].

Филиберто Луккезе родился в семье каменщиков и строителей из итальянского города Лукка, этим и объясняется фамилия Луккезе. Его прадед, Джованни Луккезе Старший, построил дачу «Звезда» в Праге. Его дед, Альберто Луккезе, был строителем на службе у королевского наместника Фердинанда Тирольского и участвовал в строительстве замка Амбрас[4].

Сведения об образовании и ученичестве Филиберто неизвестны. До 1640 года он служил в армии императора Фердинанда III в качестве военного инженера и, вероятно, участвовал в ремонте и строительстве крепостей в Венгрии, которые должны были предотвратить турецкое вторжение. В период с 1640 по 1650 год он работал архитектором и штукатуром в венгерских семьях Баттьяни и Палфи. Помимо прочего, он работал над барочной реконструкцией замков Бойнице, Ступавы и Мархега[4].

Первой достоверно задокументированной оригинальной работой Луккезе для императорского двора стало строительство часовни Св. Бригитты в Вене, которая позже дала название всему району Бригиттенау. Друим заметным проектом была паломническая церковь Мариабрунн в Хадерсдорфе. Как военный инженер на службе императорского двора он также занимался возможностью регулирования и судоходства рек Траун и Морава[4].

Однако он реализовал и небольшие постройки: castrum doloris 1646 года для покойной императрицы Марии и castrum doloris 1665 года для испанского короля Филиппа IV[4].

С 1750-х годов Луккезе работал на штирийского графа Яна фон Ротталя, который, который будучи моравским губернатором, начал строить родовые владения в Моравии и выбрал Голешов своей резиденцией. На службе у Ротталя Луккезе перестроил Голешовскую приходскую церковь Успения Пресвятой Девы Марии в стиле барокко и построил часовню Святого Креста (уменьшенная копия часовни Св. Бригитты) и, прежде всего, он начал реконструкцию ренессансного замка Лобковице, сильно пострадавшего во время Тридцатилетней войны, в великолепную резиденцию в стиле барокко, ставшую новой родовой резиденцией семьи Ротталь[4].