Лукуга


Луку́га[2] (фр. Lukuga) — река в Демократической Республике Конго, правый приток Луалабы, единственная река, вытекающая из озера Танганьика. Площадь бассейна — 244 500[3] км²[4].

Лукуга вытекает из озера Танганьика на северной окраине Калемие, центра провинции Танганьика, и течёт вдоль северного края плато Катанга[англ.] на запад, впадая в Луалабу между городами Кабало и Конголо.

Лукуга представляет большой интерес для гидрологов, так как объём воды, которую река несет из озера, значительно изменяется время от времени. Речной сток является самым большим в мае и наименьшим в ноябре, соответствуя сезонным колебаниям уровня воды в озере. Река очень чувствительна к долгосрочным изменениям климата, таким как неолитический субплювиал. С 1965 года сток имеет тенденцию к увеличению, хотя полный отток реки Конго в этот же период времени уменьшается.

Так как весь сток Танганьики осуществляется через Лукугу, основным притоком может считаться река Рузизи.

Бассейн Лукуги в основном занимают экваториальные влажные джунгли. В реке в больших количествах обитают гиппопотамы и крокодилы, на берегах гнездится множество птиц. Считается, что Лукуга относительно позднего происхождения и до её образования весь расход воды в озере Танганьика осуществлялся, по-видимому, только за счёт испарения[5]. Высказывается также идея относительно того, что именно через воды Лукуги многие виды животных и рыб бассейна реки Конго достигли озера и существенно потеснили сложившуюся в нём древнюю и эндемичную фауну[6].

Через Лукугу построены 3 моста. Самый старый — недалеко от истока, в северной части Калемие, является продолжением идущего через весь город бульвара Лумумбы. Во время президентства Мобуту были построены сначала железнодорожный мост на участке между Кабало и Конголо, а затем автомобильный, который должен был соединять Конголо с восточными районами страны. Частью этого масштабного проекта должен был стать ещё один автомобильный мост через Лукугу, на строившемся шоссе в направлении границы с Руандой и Бурунди. Но гражданский конфликт в Конго и вторая конголезская война помешали осуществлению этого проекта, трасса осталась незавершённой, а к строительству моста так и не приступили, хотя шоссе подходит к реке с обеих сторон.