Лысая Гора (Харьков)



Лысая Гора — район Харькова.[1] Расположен на северо-западе города, севернее района Холодная Гора.[2] Разделяет две горы идущий с востока на запад овраг Савкин Яр[3], по которому проходит улица Верхнеудинская и который ограничен улицами Революции 1905 года с севера (на Лысой горе) и Нижнегиёвской с юга (на Холодной горе).[4] От центра район отделён выемкой линии Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, локомотивным депо «Октябрь» и станцией Харьков-Сортировочный.

От Лесопарка и Залютино гора отделена Залютиным яром с рекой Залютинкой, который тянется от линии железной дороги до реки Уды.

Название «Лысая Гора» образовалось потому, что густой лес, прежде покрывавший её, в 1820-х годах был продан местной помещицей на нужды строительства колокольни харьковского Успенского собора. Вырубленный лес шёл на изготовление строительных лесов, а не годный в качестве «деловой древесины» употреблялся для обжига кирпича, который изготовляли тут же, на месте — на кирпичном заводе (в Савкином яру).

В результате данной вырубки гора полностью «полысела»; ничем не сдерживаемая вешняя («горная», как тогда её называли) вода начала регулярно затоплять подгорные сёла (слободы) — Ивановку и Панасовку. Наводнения прекратились лишь после проведения дренажных работ при прокладке железнодорожного полотна КХАЖД в 1860-х—1870 году.

Восточный склон горы начал заселяться приблизительно с 1840-х годов представителями харьковской бедноты, которая была не в состоянии поддерживать внешний вид своих жилищ в виде, соответствующем губернскому центру.

Позднее, в 1870—1890 годах, застройка Лысой Горы пошла интенсивнее: в связи с пуском Курско-Харьковской железной дороги там стали селиться железнодорожные служащие и рабочие паровозного и вагонного депо, паровозоремонтных мастерских и появляющихся в Харькове заводов (Ивановского пивоваренного, керамического и т. п.).