Львовский трамвай


Львовский трамвай — система городского транспорта Львова, одна из двух трамвайных систем на Западной Украине (помимо Винницкой) и крупнейшая среди узкоколейных трамвайных систем Украины.

В 1880—1908 годах использовалась конная тяга, с 1894-го — электрическая. Является первой на территории современной Украины системой конного трамвая и второй на электротяге после Киева[1][2].

Наибольшего развития система получила накануне Второй мировой войны, являясь основным видом транспорта Львова, с открытием троллейбуса в 1952 году начал утрачивать свои позиции. По состоянию на 1 сентября 2022 года вагоны курсируют по 7 маршрутам, эксплуатируемых коммунальным предприятием Львовэлектротранс[uk]. В 2021 году на трамвай пришлось 25 % пассажироперевозок города.

Периодически в качестве экскурсионных выезжают вагоны:№ 093 выпуска 1911 г., № 002 — отреставрированный Gotha T-59Е, а также вагон 869 «Татра» Т4.

Одним из первых (после Вены) в Австрии конный трамвай был запущен во Львове в 1880 году. Эксплуатировался фирмой «Сочета Триестина Трамвай» («Società Triestina Tramway»). Функционировали две линии, которые перевозили в среднем 1 867 000 пассажиров в год. В 1889 году конный трамвай насчитывал 105 лошадей и 37 пассажирских и грузовых возов. Средняя скорость движения составляла 6,4 км/ч. В связи с быстрым ростом города, конный трамвай вскоре уже не мог обеспечить возрастающие потребности в перевозках.

5 мая 1880 года пущена первая двуколейная линия конки на территории современной Украины «Казармы Фердинанда — площадь Таможенная» по ул. Грудецкой (сейчас — часть ул. Городоцкой), Казимировской (сейчас — часть ул. Городоцкой), площадь Голуховских (сейчас — площадь Торговая), ул. Карла-Людвига (сейчас — просп. Свободы), площадь Мариацкую (сейчас — площадь Мицкевича), площадь Галицкую, площадь Бернардинскую (сейчас — площадь Соборная), ул. Чарнецкого (сейчас — ул. Винниченко). Первая линия обслуживалась 5 конными вагонами.