Льюис, Джозеф Х.


Джозеф Х. Льюис (англ. Joseph H. Lewis, 6 апреля 1907, Нью-Йорк — 30 августа 2000, Санта-Моника, Калифорния) — американский кинорежиссер, более всего известный своими фильмами нуар 1945-55 годов.

"Авторитет Льюиса базируется на двух главных вкладах в фильм нуар — разрушающем стереотипы и границы фильме «Без ума от оружия», возможно, самом долгоживущем и влиятельном триллере на тему «влюбленных в бегах», и запоминающемся своей выразительной мощью «Большом ансамбле». Оба этих фильма отличает поразительная светотень, высвечивающая их мрачное содержание. Несомненно, Льюис занимал ведущие позиции в классическую декаду нуара, начавшуюся для него с «Меня зовут Джулия Росс» (1945) и завершившуюся «Большим ансамблем» (1955)[1].

За время своей 30-летней режиссёрской карьеры Льюис поставил 38 фильмов, преимущественно категории В, 16 из которых были вестернами, а 9 — криминальными драмами. Льюис пробовал свои силы также в таких жанрах, как хоррор-триллер, военная драма, шпионский фильм, и даже мюзикл и фэнтези.

Выражение «стиль превыше содержания» идеально подходит к творчеству Льюиса. Даже при постановке низкобюджетных фильмов, которых у Льюиса было большинство, он всегда выделялся среди своих коллег особой фантазией, стремлением к новаторству, необыкновенными съёмками, чётко выверенным темпом, напряжённостью и стройностью повествования. Способность поднять изначально приземлённый и обыденный низкобюджетный материал до уровня высочайшего кинематографического искусства принесла ему статус культового режиссёра среди поклонников кино[2]. Мастер экспрессивного света, плотных крупных планов, съёмок движущейся и подвесной камерой, необычных ракурсов и перспектив, Льюис обладал инстинктивным чувством визуального стиля, которым он наполнял даже самые немыслимые свои вестерны категории В и криминальные мелодрамы. Его фирменным приёмом были детали на периферии кадра[2].

Джозеф Х. Льюис родился 6 апреля 1907 года в Нью-Йорке, учился там в школе, а в 1920-е годы вслед за братом переехал в Голливуд, «в иллюзии, что станет актером», однако изменил своё решение, когда увидел у ворот студий длинный хвост из актёров, рассчитывающих получить эпизодические роли[1]. Льюис начал работать ассистентом оператора, а начале 1930-х годов — в отделе монтажа студии «Метро-Голдвин-Майер». После этого Льюис монтировал сериалы на студии «Рипаблик», затем работал режиссёром второго состава[2].

В 1937 году Льюис получил должность режиссёра фильмов категории В на студии «Юниверсал». В течение последующих двух десятилетий Льюис успел поработать на студиях «Юниверсал» (1937-39, 1942), «Коламбиа» (1939-40, 1946-49), PRC (1944), «Метро-Голдвин-Майер» (1950, 1952-53) и «Юнайтед артистс» (1957-58)[2].