Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока


«Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» (тж. «Песни любви Дж. Элфрида Пруфрока»[1]) — первое из официально опубликованных стихотворений американо-британского поэта Т. С. Элиота; одно из наиболее известных и узнаваемых стихотворений автора[1].

Элиот начал работу над стихотворением в феврале 1910, а первая публикация состоялась в 1915 в журнале «Poetry: A Magazine of Verse»[2] по инициативе Э.Паунда. Стихотворение вошло в отдельно изданный в 1917 году цикл из двенадцати произведений «Пруфрок и другие наблюдения»[3]. В момент публикации стихотворение показалось читателям «несуразным», однако позже стало считаться флагманским в культурном повороте от романтизма и георгианства конца 19 века к модернизму.

Пруфрок жалуется на физическую и интеллектуальную скованность, утрату возможностей, нехватку духовности в жизни и преследующие его воспоминания об отвергнутых плотских любовных притязаниях. Отражение глубоких чувств сожаления, смятения, страсти, демаскулинизации, сексуальной фрустрации и упадка, а также усталости и страха приближения смерти, сделало стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» одним из наиболее заметных в модернистской литературе.

В стихотворении прослеживается сильное влияние Данте Алигьери и есть несколько отсылок к Библии и ряду литературных произведений, в том числе пьесам «Генрих IV, часть 2», «Двенадцатая ночь» и «Гамлет» У.Шекспира, произведениям поэта 17 века Эндрю Марвелла и французских символистов 19 века.

Элиот описывает мысли и чувства Пруфрока в модернистской технике «поток сознания». Стихотворение, кажущееся «драмой истинной душевной боли», представляет собой внутренний монолог городского жителя, страдающего от изоляции и неспособности действовать смело и открыто, — монолог, «отражающий фрустрацию и беспомощность современного человека» и «выражающий скрытые желания и современную разочарованность»[4].

Работа над произведением шла с февраля 1910 по август 1911. По приезде в Англию Элиот был представлен поэту Эзру Паунду, и тот вскоре стал считать его «заслуживающим внимания» и помог начать поэтическую карьеру. Он способствовал первой публикации «Любовной песни Дж. Альфреда Пруфрока», провозглашая Элиота и его стихи новым и уникальным феноменом современной литературы. Паунд заявлял, что Элиот «по сути сам выучился И модернизировался — САМОСТОЯТЕЛЬНО. А остальные подающие надежды новички делали либо одно, либо другое, но не то и другое»[5].