Люлли, Жан-Батист


Жан-Бати́ст Люлли́ (фр. Jean-Baptiste Lully [ʒɑ̃ baˈtist lyˈli]; 28 ноября 1632[1][2][…], Флоренция[3] — 22 марта 1687[1][2][…], Париж[3]) — французский композитор, скрипач, дирижёр. По происхождению итальянец (имя при рождении — Джова́нни Батти́ста Лу́лли, итал. Giovanni Battista Lulli). Люлли вошёл в историю музыки как создатель французской национальной оперы, один из ведущих представителей музыкальной культуры французского барокко.

Родился в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Лулли (итал. Lulli) и его жены Катерины дель Серо. Рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии, превосходно танцевал. Первые уроки музыки получил у францисканского монаха. Во Францию Люлли приехал в марте 1646 года в свите герцога де Гиза в качестве слуги королевской племянницы, мадемуазель де Монпансье, которая практиковалась с ним в итальянском. Он быстро завоевал доверие хозяев и был приставлен к де Монпансье пажом.

В 1653 году в борьбе против Людовика XIV потерпела поражение Фронда, в которой мадемуазель де Монпансье принимала активное участие. Её ожидала ссылка в замок Сен-Фаржо. Люлли, чтобы остаться в Париже, попросил освободить его от должности, а спустя три месяца выступил в качестве танцора при дворе в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада. В то же время учился у Н. Метрю, Н. Жиго, Ф. Роберде и, возможно, у Ж. Кордье (скрипка).

Людовик XIV проявлял большую симпатию к Люлли и способствовал его карьере при дворе. В 1653 году после смерти Ладзаро Ладзарини (Lazaro Lazzarini) король назначил его «сочинителем инструментальной музыки» (фр. compositeur de la musique instrumentale). В мае 1661 года по указу короля Люлли занял должность «главного инспектора королевской музыки» (фр. surintendant de la musique du roi), а в декабре того же года принял французское подданство (и изменил написание своей фамилии с Lulli на Lully). В 1662 году Люлли женился на виолончелистке и певице Мадлен Ламбер — дочери респектабельного придворного композитора Мишеля Ламбера. Брак был заключён по требованию короля, которому «надоело отчитывать Люлли за гомосексуальные шалости»[4].

Как композитор, Люлли поначалу отвечал только за инструментальную музыку, но вскоре взял в свои руки работу над вокалом. Среди произведений Люлли 1650—1660-х годов — балеты Времени, Флоры, Ночи, Времен года, Альцидианы и др. Все они следуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе в первой половине XVII века и восходящей ещё к «Комическому балету королевы» 1581 года. Балеты, в которых выступали как члены королевской семьи, так и простые танцоры (и даже музыканты — играя на скрипках, кастаньетах и т. п.), представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно антре, объединённых общей драматургией или развёрнутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия).