Лёве, Карл


Иоганн Готфрид Карл Лёве (нем. Johann Carl Gottfried Loewe; 30 ноября 1796, Лёбеюн — 20 апреля 1869, Киль) — немецкий композитор, певец (тенор) и дирижёр. Член Берлинской академии искусств.

Карл Лёве был двенадцатым ребёнком в семье органиста Андреаса Лёве и его жены Марии; родился в Лёбеюне (Магдебургское герцогство в Пруссии) 30 ноября 1796 года. Музыкальная семья способствовала раннему музыкальному развитию мальчика. В 1807—1809 годах учился в школе и пел в хоре мальчиков в Кётене, пока его семья не переехала в Галле. Там молодой Лёве получал уроки композиции у Даниэля Тюрка и Иоганна Фридриха Рейхардта и пользовался стипендией, назначенной ему королём Вестфалии Жеромом Бонапартом. В 1816 году поступил на богословский факультет Галльского университета. В это время им было написано почти 50 музыкальных произведений, в числе которых была баллада Erlkönig[Комм 1].

После окончания университета в 1820 году перебрался в Штеттин и сделался кантором церкви Св. Иакова и учителем музыки в городской гимназии[Комм 2], а в 1821—1866 гг. занимал должность городского капельмейстера. Он организовывал концерты, на которые приглашал популярных композиторов Пруссии, а также выступал сам. Благодаря его усилиям в Штеттине прозвучали «Страсти по Матфею» и «Страсти по Луке» Иоганна Себастьяна Баха, 9-я симфония Бетховена, а в 1827 году под его управлением состоялась премьера увертюры «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона. Лёве был известен не только как композитор, но и как певец. В юности у него было высокое сопрано (в детстве он мог петь партию Царицы ночи в «Волшебной флейте»); впоследствии его голос превратился в прекрасный тенор. Он совершил несколько туров в качестве певца в 1840-х и 1850-х годах, посетив Англию, Францию, Швецию и Норвегию.

В 1829 году был принят в масонскую ложу «Zu den Drei Zeln», которая находилась в Штеттине. В 1837 году стал членом Берлинской академии искусств.

После инсульта в 1864 году силы его восстановились, Лёве продолжал работать, но постепенно сбавил активность и после выхода в отставку последние годы провёл у своей старшей дочери Юлии в Киле, где 20 апреля 1869 года умер и был похоронен.

Наследие Лёве разнообразно по жанрам, наиболее ценятся его произведения для голоса с фортепиано (свыше 500, на стихи И. В. Гёте и других немецких поэтов): песни, особенно балладного характера, начиная с Трёх баллад Op. 1 (1824), включавших «Эдварда» на слова Гердера, «Хозяйкину дочку» на слова Уланда и «Лесного царя» (Erlkönig) на слова Гёте. Как указывает Музыкальный словарь Римана, «музыкальная форма баллады создана Лёве в том отношении, что он первый сумел проведением пластического главного мотива придать ей эпическую ширь, не упуская из виду характеристики подробностей».