Лёгкие крейсера типа «Аретьюза» (1935)


Лёгкие крейсера типа «Аретьюза» — тип лёгких крейсеров Королевского военно-морского флота Великобритании времён Второй мировой войны. Всего для британского флота построено 4 единицы: «Аретьюза» (Arethusa), «Галатея» (Galatea), «Пенелопа» (Penelope), «Аурора» (Aurora). Свой крейсер «Аврора» был не только в русском флоте — в годы Второй Мировой его тезка служил в британском флоте. HMS Aurora участвовала во всех значимых морских операциях на европейском театре военных действий, будь то Норвежская кампания, нападение на Мерс-эль-Кебир, охота на «Бисмарка» или высадка десантов в Северной Африке, Италии и Нормандии, а после войны передан Китайскому флоту (как компенсация за реквизированные в войну катера), участвовал в гражданской войне в Китае, был сдан командой НОАК, затоплен после бомбардировок Гоминьдана, поднят и восстановлен уже как не боевое судно.

Они проектировались для службы в составе главных сил флота — идейные наследники крейсеров-скаутов начала XX века, а одной из основных задач крейсеров была борьба с неприятельскими эсминцами. Должны были заменить в этой роли стареющие крейсера типов C и D. Тип «Линдер» для этой задачи оказался слишком большим и дорогим. К концу 1929 года были готовы пять проектов различного водоизмещения и различного вооружения (4×2 или 3×2 152 м орудия в башнях, 5×1 152 мм или 6×1 140 мм орудий с щитами). Для дальнейшей разработки выбрали 4200-тонный вариант с шестью 152 мм орудиями в башнях. К лету 1930 года были подготовлены эскизные проекты стандартным водоизмещением 4800 и 4850 т, представляющие собой корабль промежуточного типа между старыми крейсерами типов «С» и «D» и «Линдером». В результате усиления защиты водоизмещение возросло до 5000 тонн. Переход от линейной к эшелонной схеме размещения силовой установки обошёлся в дополнительные 500 тонн. В итоги в проект пришлось внести новые изменения направленные на снижение водоизмещения, удалось снизить до 5450 т на чём и остановились.

Во время строительства впервые в британском военном кораблестроении широко применялась электросварка: сварными выполнялись обшивка носовой и кормовой оконечностей (примерно по 20 м), значительная часть бимсов, переборок, внутренних палуб. Клёпаными выполнялись только основные элементы набора, верхняя палуба, броневые плиты и элементы наиболее подверженные вибрации. Это позволило сэкономить более 200 т, в результате реальное водоизмещение «Аретьюз» оказалось ниже проектного[1].