Лёгкие крейсера типа «Дидо»


Лёгкие крейсера типа «Дидо» (англ. Dido — Дидона) — тип лёгких крейсеров Королевского военно-морского флота Великобритании времён Второй мировой войны[Прим. 2]. Всего для британского флота построено 11 единиц: «Дидо» (HMS Dido), «Бонавенчер» (HMS Bonaventure), «Наяда» (HMS Naiad), «Феба» (HMS Phoebe), «Эвриал» (HMS Euryalus), «Сириус» (HMS Sirius), «Хермиона» (HMS Hermaione), «Клеопатра» (HMS Cleopatra), «Аргонавт» (HMS Argonaut), «Харибда» (HMS Charybdis), «Сцилла» (HMS Scylla). Предназначались для эскадренной службы и являлись развитием крейсеров типа «Аретьюза». Первые крейсера британского флота, получившие универсальную артиллерию главного калибра. Управление зенитным огнём с помощью ПУАЗО с силовой гиростабилизацией и радарным наведением по дальности, высоте и азимуту.

Корабли типа «Дидо» были предназначены для эскадренной службы с задачей поддержки и противодействия эсминцами и в качестве крейсера ПВО[1]. Проект базировался на основе ранее построенных крейсеров типа «Аретьюза» с новым составом вооружения из десяти 133-мм орудий в пяти универсальных установках (3 в носу и 2 в корме), унифицированных со стоящими на линкорах типа «Кинг Джордж V», и двух счетверённых «пом-помов». Поскольку новые крейсера не предназначались для самостоятельных действий на транспортных коммуникациях отказались от бортового гидросамолета. Крейсер должен был быть достаточно дешёвым, чтобы строиться крупной серией, но достаточно крупным, чтобы действовать вместе с тяжёлыми кораблями в сложных погодных условиях, быть весьма быстроходным и маневренным для совместных действий с эсминцами, обладать низким силуэтом, иметь защиту и устойчивость к боевым повреждениям от огня эсминцев[1].

На крейсерах «линкорные» башенные установки Mk.I 133-мм орудий были заменены на Mk.II (без подбашенных перегрузочных отделений), что позволило увеличить боезапас. Орудие обеспечивало 36,3-кг снаряду дальность стрельбы до 22 000 м и досягаемость по высоте до 14 900 м. Все крейсера при вступлении в строй оснащались РЛС типов 279 или 281, 284.

Первая башня на первых трёх крейсерах типа была склонена к заклиниванию (произошло тринадцать инцидентов в течение 1940—1941 гг.). Эта проблема была в основном следствием легкости конструкции, которая деформировалась в штормовую погоду или во время скоростных поворотов. Это было исправлено путем подкрепления носовой оконечности и усиления деталей погона, необходимых для работы установки. На более поздних кораблях эти модификации были произведенные в процессе их строительства и проблемы такого рода на них не было. Также зафиксировано, что после зимы 1941 года на ранних кораблей эта проблема отсутствовала. Тем не менее, в 1950 году на HMS Euryalus носовая башня надолго выбыла из строя из-за проблем с направляющим роликом.