МБР-7


МБР-7 (Морской ближний разведчик седьмой) — советская летающая лодка, разработанная в ЦКБ МС под руководством авиаконструктора Георгия Бериева.

К концу 1930-х годов гидросамолёт МБР-2 по своим техническим характеристикам устарел. КБ Бериева получило задание на разработку нового проекта, выполненного по той же схеме. Самолёт должен был иметь следующие характеристики:

Конструкция самолёта, как и у МБР-2, была цельнодеревянной, но, в отличие от предшественника, аэродинамически гораздо более совершенной. Самолёт имел двухлонжеронное кессонное крыло типа «чайка». Винт имел изменяемый шаг. На гидросамолёт устанавливалось усовершенствованное пилотажно-навигационное, радиоэлектронное и фотооборудование. Экипаж состоял из летчика и штурмана[2].

Лётчик Н. П. Котяков 29 апреля 1939 года совершил первый полёт. Испытатели отметили быстрый взлёт, высокую вертикальную скорость (высоту 8 км самолёт набирал за 25 мин), хороший обзор и скорость, доходившую до 360 км/ч. Среди недостатков отмечались стремление к правому развороту на взлёте, путевая неустойчивость, непрочность закрылков. Последний недостаток приводил к высокой посадочной скорости и рикошетированию от воды при посадке[1].

Для устранения недостатков на лодке установили водяной руль, устранивший рыскание на взлёте, усилили закрылки, переделали экран задней стрелковой установки и увеличили вертикальное оперение, что устранило путевую неустойчивость. 31 октября 1939 года, после возобновления испытаний, самолёт потерпел аварию[3], при этом лётчик и штурман остались живы[2]. За 9 дней до аварии в справке, подготовленной для наркомата, отмечалось, что все обнаруженные недостатки устранены. Восстанавливать разрушенный самолёт не стали[3].

Оставшиеся недостатки было решено устранить на втором экземпляре самолёта, строительство которого завершилось весной 1940 года. 24 июня того же года испытания были завершены, а основная часть недостатков — устранена. Однако к тому времени мнение заказчика о необходимости такого самолёта изменилось. Было решено в дальнейшем иметь на вооружении два типа гидросамолетов: дальний разведчик и корабельный самолёт-разведчик, который одновременно будет выполнять задачи ближней морской разведки и охраны водного района. Поэтому работы над МБР-7 были прекращены[2].