МС-21


МС-21 — российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Программа семейства МС-21 разрабатывается корпорацией «Яковлев» совместно с входящим в её состав ОКБ Яковлева. Предполагалось, что при запуске серийного производства самолёт получит наименование Як-242[8], но впоследствии от него отказались[9].

В 2009 году серийное производство самолёта предполагалось начать в 2016 году[10], однако неоднократно откладывалось[11][12][13][14] и в настоящий момент планируется на 2025-2026 годы[15].

Первый полёт был совершён 28 мая 2017 года[1]. Впервые самолёт был открыт для публичного посещения на МАКС-2019 в сентябре 2020 года[16]. Лётная сертификационная программа для варианта с американскими двигателями была завершена в декабре 2021 года[17].

МС-21 предназначен для перевозки пассажиров, багажа, грузов на внутренних и международных авиалиниях и призван конкурировать с иностранными аналогами на всех географических рынках[18]. Самолёт имеет самый широкий фюзеляж в классе среднемагистральных самолётов (4,06 м), что позволяет предоставить пассажирам и экипажу комфорт, сравнимый с широкофюзеляжными самолётами последнего поколения[19].

Крыло сделано впервые для машин ближне- и среднемагистрального классов из полимерных композитных материалов[20]; на момент выпуска в мире имеется всего три типа самолётов, крылья которых изготавливаются из подобных материалов — Boeing B787 Dreamliner, Airbus A350 XWB и Bombardier CSeries[21].

Предполагается, что основную конкуренцию самолёту составит китайский Comac C919, но при этом МС-21 претендует на ту же коммерческую нишу, что и Boeing 737 MAX, а также Airbus A320neo[23][24].


Полноразмерный макет кабины и салона МС-21 на авиасалоне МАКС-2011

Первый полёт МС-21, Иркутск, 28 мая 2017 года