МТС (товарный знак)


«МТС» (от «Мобильные ТелеСистемы») — торговая марка, под которой российская компания «Мобильные ТелеСистемы» осуществляет оказание услуг связи в России и ряде стран СНГ. Также под этой торговой маркой Sistema Shyam Teleservices Ltd., дочерняя компания АФК «Система»[1], оказывает услуги мобильной связи в стандарте CDMA в Индии[2]. С компанией «Мобильные ТелеСистемы» деятельность на индийском рынке напрямую не связана: МТС и индийскую «дочку» АФК «Система» связывает только договор по взаимному предоставлению консультационных услуг и франшиза по торговой марке[3].

«МТС» — одна из двух российских марок (наряду с «Билайном»), вошедших в список 100 крупнейших мировых торговых марок, составленный в апреле 2009 года британской газетой Financial Times, заняв в нём 71-е место[4]. По результатам исследования компании Interbrand, проведённого в 2010 году, МТС стал самым дорогим российским брендом, заняв первое место с оценкой стоимости торговой марки в размере 213 198 млн рублей (+12 % по отношению к 2008 году)[5].

Логотип МТС используется на SIM-картах, но не всегда — на SIM-картах с тарифами линеек «Джинс», «RED» и «Ultra» в некоторых регионах используются эмблемы тарифов. МТС за свою историю сменила 3 логотипа. Нынешний — 4-й по счёту.

10 мая 2006 года было объявлено о начале проведения ребрендинга компании[6]. Данный процесс был инициирован для введения единого графического оформления всех бизнесов группы «Система телеком»[7] (подразделения АФК «Система»), которая, в том числе, включает в себя оператора сотовой связи «МТС». Новый логотип МТС представляет собой два красных квадрата, расположенные рядом. На правом квадрате белыми буквами написано название бренда, а на левом — сквозное изображение белого яйца, которое должно символизировать внешнюю простоту, за которой скрывается сложное содержание[1]. Созданием бренда занималось всемирно известное британское агентство Wolff Olins, занимавшееся до этого ребрендингом «Билайна». Согласно истории, изложенной Forbes и в журнале «Секрет Фирмы», решение о выборе «яйца» в виде бренда МТС было принято генеральным директором «Системы Телеком» Сергеем Щебетовым при активном сопротивлении топ-менеджмента МТС и АФК «Система». После запуска бренда практически все ведущие российские маркетологи предрекали его полный провал и окончательную потерю МТС своих лидирующих позиций на рынке. Эти прогнозы оказались далёкими от реальности — уже через год с небольшим МТС значительно оторвалась от своих конкурентов (так оборот компании в 2006 году вырос на 35 % вместо предсказанных аналитиками 10-15 % ), а рыночная капитализация компании выросла более чем втрое и достигла своего исторического пика — $40 млрд долларов.