Магия в греко-римском мире


Ма́гия в гре́ко-ри́мском ми́ре — комплекс античных магических верований и практик, распространённых по всей территории греко-римской ойкумены. Прежде всего под «магическими» понимаются практики, которые не были санкционированы официальной религией и авторитетом полиса[1].

Первоначально в древнегреческом слово «маг» обозначало персидского жреца — последователя зороастризма. Однако уже с V в. до н. э. термин «магия» (др.-греч. μαγεία) встречается для обозначения колдовства[2]. Кроме того, в значении «чёрного мага» нередко употребляли греческий термин «колдун» (др.-греч. γόης) и «колдовство» (др.-греч. γοητεία): такая деятельность ассоциировалась со связывающими заклятиями, оплакиванием умерших и позднее — с некромантией[3]. В древнем Риме термины «маг» (лат. magus) и «магия» (лат. magīa) появляются поздно: первоначально они обозначали только персидских жрецов. Само понятие колдовства в Риме существовало: уже в Законах двенадцати таблиц упоминаются «злые песни» (mala carmina), с помощью которых можно было проклясть урожай соседа. Кроме того, для изготовителей магических настоев и ядов употреблялся термин veneficus[4]. Термин «магия» (magia) утверждается в латинском языке только в I веке н. э.

Степень изученности магии в Греции разнится от эпохи к эпохе, от местности к местности. Больше всего информации обеспечено о классических Афинах V—IV веков до н. э. ввиду широкого распространения в полисе книжности, однако колдуны были и на периферии греческого мира. Существует лишь один значимый источник о магии в удалённых уголках ойкумены — трактат «О священной болезни» неизвестного автора, входящий в корпус Гиппократа[ком. 1]. Кроме него существуют археологические свидетельства магии в северо-западной Греции, например, в Додоне в Эпире, где были найдены свинцовые таблички IV века до н. э. с оракулом Зевса. Также в Македонии обнаруживаются таблички с проклятиями и заклятиями, которые напоминают по форме афинские и сицилийские таблички. То, что в трёх областях находятся схожие по содержанию и целям таблички, служит свидетельством циркуляции в греческом мире магических знаний. Учёный Мэтью Дики предполагает, что подобные магические знания распространяли люди с «особенными» знаниями, которые много путешествовали[6].

Основу магического инвентаря античности представляют таблички с проклятиями или заклятиями (прежде всего свинцовые); магические предметы, такие как амулеты и фигурки; магические папирусы — письменные руководства по магии. Эти предметы были распространены по территории греко-римского мира с VI века до н. э. по VI век н. э[7].