Магониды


Магони́ды — условное название аристократического рода, находившегося у власти в Карфагене в VI—IV веках до н. э. Иногда не совсем верно[1] называются царями. Период правления Магонидов — время наивысшего расцвета Карфагенской державы[2].

Политический строй Карфагена в конце VI — первой половине V века до н. э. представлял собой военную диктатуру. Первой попыткой установления такой диктатуры было неудачное выступление Малха, после которого власть захватила династия Магонидов. Характер власти Магонидов не вполне ясен. Скорее всего, их положение напоминало положение греческих тиранов[3]. Юстин, говоря о них, употребляет термины imperator, dux, familia tanta imperatorum, из чего можно сделать, что Магониды опирались на армию, которую уже Магон сделал преимущественно наёмной. Известна латинско-новопуническая билингва, в которой термину imperator соответствует слово mnkd (может быть, корень ngd); это же слово в том же значении в форме mnkdh употребляется в ливийских надписях, куда оно пришло, видимо, из пунического языка; в форме amenukal в значении «верховный вождь» оно сохранилось в туарегском языке до настоящего времени. Возможно, этот термин карфагеняне применяли к Магонидам[4].

Греческие источники определяют власть Магонидов несколько иначе. Геродот рассказывает, что Гамилькар, карфагенский полководец в битве при Гимере, царствовал (др.-греч. βασιλεύσαντα) над Карфагеном κατ άνδραγαθίην. Как правило, у Геродота сочетание άνήρ αγαθός, от которого происходит и άνδραγαθίη, не имеет социального звучания и, как и в надписях V века до н. э., обозначает «доблестный муж», «муж, хорошо себя проявивший». Однако в данном контексте понятие άνδραγαθίη употреблено в несколько ином смысле. Геродот пишет: «Гамилькара, бывшего по отцу карфагенянином, а по матери сиракузянином, царствовавшего в соответствии с άνδραγαθΐη над карфагенянами». Указывая на происхождение полководца, историк имел в виду, говоря о его άνδραγαΰίην, не только его личное мужество, но и знатность рода. Оговорка κοίτ' άνδραγαθίν свидетельствует, что это не наследственная власть в прямом смысле этого слова, но высшая магистратура, функций и характера которой Геродот не понял. Очевидно, на неё в принципе мог претендовать любой гражданин, обладавший άνδραγαθίη, то есть определёнными личными достоинствами в сочетании со знатностью рода[5].