Макаров, Александр Максимович


Алекса́ндр Макси́мович Мака́ров (укр. Олександр Максимович Макаров; 12 сентября 1906[1], станица Цимлянская — 9 октября 1999, Днепропетровск) — советский ракетостроитель.

Доктор технических наук, профессор. Дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1976). Лауреат Ленинской премии (1966), Государственной премии СССР (1981) и премии им. академика М. К. Янгеля (1980). Почётный гражданин Днепропетровска (1978). Заслуженный машиностроитель СССР (1986).

Член компартии с начала 1930-x годов. Член ЦК КП Украины (1961). Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 6—11 созывов (1962—1989) от Днепропетровской области[2].

Родился 12 сентября 1906 года в станице Цимлянская (ныне город Цимлянск) в семье православного мещанина. Окончил техникум, потом Ростовский институт инженеров путей сообщения (1933), инженер-теплоэнергетик. Работал в Ростове, затем в Белоруссии на Могилевском авторемонтном заводе.

С сентября 1939 года по приказу И. А. Лихачёва был назначен директором горьковского завода автонормалей «Красная Этна».

В августе 1940 года председателем Комитета советского контроля Р. С. Землячкой предупреждён об ответственности за большой процент брака на заводе «Красная Этна», а 8 сентября 1940 года[3] из-за увеличения выпуска бракованной продукции на заводе выездной сессией судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР на основании Указа Верховного Совета Союза ССР от 10 июля 1940 года «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции» был приговорён к тюремному заключению сроком на 8 лет[4]. Отбывал срок в Заполярье. Принимал участие в строительстве железнодорожной магистрали Котлас—Воркута (Северо-Печорская железная дорога).