Македонизм


Македонизм или македонский национализм (макед. Македонски национализам) — политическая доктрина и идеология[1][2], которая обосновывает прошлое и настоящее македонской национальной и этнической идентичности, самостоятельность и значение македонского языка, нации и культуры. Исторически течение противостоит интернационализму (в том числе югославизму, коммунизму и титоизму), а также болгарскому, греческому и сербскому (великосербскому) национализму[3][4]. Македонистская идеология является официальной доктриной в Республике Северная Македония[5][6][7][8][9].

Македонизм появился как самостоятельная идея во второй половине XIX века[10]. Термин македонист впервые употреблен в статье «Македонский вопрос» (Македонският въпрос) болгарского публициста Петко Славейкова, опубликованном в журнале «Македония»  (болг.) в 1871 году[11]. В этой статье он утверждал. что в Македонии есть люди (не называя их по именам) которые считают себя потомками древних македонян и противопоставляют себя и свои диалекты восточным болгарам и болгарскому литературному языку. Имя первого из известных «македонистов» — Георгий Пулевский. В 1870-80-е гг. он опубликовал ряд работ, где утверждал, что славянское население Македонии является потомками древних македонян, и имеет свой, отдельный от болгарского и сербского, язык.

К тому же времени относятся попытки создавать первые «македонистские» организации среди македонских эмигрантов в Болгарии (созданная Георгием Пулевским «Славяно-македонская книжная дружина» и созданный Темко Поповым «Тайный македонский комитет»).

В 1880-е годы российский этнограф болгарского происхождения Петр Драганов, который провел несколько лет в Македонии, утверждал, что, помимо «сербофилов» и «болгарофилов» в Македонии имеются люди, называющие себя «автономистами» или «автохтонами» и противопоставляющие себя и тем и другим.

К этому же времени относится интерес сербских властей к македонизму — так, сербский министр просвещения Стоян Новакович в тайном докладе утверждал, что македонизм может быть хорошим союзником сербской пропаганды в борьбе против болгарского влияния в Македонии[12]. Некоторые македонисты того времени — как Темко Попов, получали денежные субсидии из Белграда.

Формирование македонского национализма как самостоятельной идеологии происходит также среди македонской эмиграции в Российской империи, где создается Славяно-македонское научное и литературное общество. Его участники подписали в 1913-м году Меморандум о независимости Македонии и издавали вестник «Македонский голос» для пропаганды своих идей[13]. Тезисы македонского национализма были обобщены в работе Крсте Петкова Мисиркова «О македонских делах».