Македоний Критофаг


Македо́ний Критофа́г (др.-греч. Μακεδόνιος Κριθοφάγος; лат. Macedonius Crithophagus; IV век — начало V века) — христианский сирийский подвижник, иерей, преподобный.

Сведения о жизни Македония сообщает Феодорит Кирский в 13 главе своей книги «История боголюбцев», лично знавший подвижника. Македоний был сирийцем разговаривал на сирийском языке. Прозвище Македония — «Критофаг» (др.-греч. Κριθοφάγος) происходит от слов др.-греч. κρῑθή — «ячмень» и др.-греч. φάγος — «любитель поесть». В пищу Македоний не употреблял ни хлеба, ни бобов, но лишь ячмень, смоченный одной водой; эту пищу долгое время доставляла мать Феодорита Кирского, которая была с ним знакома. Местом своего подвижничества Македоний избрал вершины гор, при этом он не оставался на одном месте, но переходил от одного к другому. Он это делал не потому, что ему не нравились места, но чтобы избежать множество народа, собиравшегося и стекавшегося отовсюду к нему. 45 лет Македоний прожил таким образом, не имея ни хижины, ни палатки, но избирая для своего местопребывания какую-нибудь глубокую пещеру, по этой некоторые прозвали его «Гувван» (др.-греч. Γουββᾶν) — словом, которое в переводе с сирийского языка на греческий означает «пещерное озеро». Достигнув уже глубокой старости, он уступил просьбам многих и построил себе жилище; а затем, по просьбе друзей, жил и в разных домиках, не своих, но чужих. В своем жилище и в этих домиках Македоний прожил еще 25 лет. Его подвижническая жизнь протекала на протяжении семидесяти лет.

Феодорит описывает чистоту и простоту нравов Македония — архиепископ Антиохийский Флавиан узнал о добродетелях Македония и вызвал его с горней вершины под предлогом как-будто бы поступившей на него жалобы. Когда Македоний пришёл, то перед началом литургии Флавиан подвёл его к алтарю и рукоположил его в священники. После окончания литургии, кто-то объяснил Македонию произошедшее — Македоний теперь стал иереем. Подвижник до этого был в полном неведении относительно произошедшего. Узнав о том, что совершил Флавиан с ним, старец сначала стал браниться и ругать всех присутствующих гневными словами, а затем схватил посох, с которым ходил в старости, и погнался за архиереем Флавианом и за всеми, кто там был, так как он решил, что хиротония лишила его монашеской жизни. Гнев Македония едва смогли укротить некоторые из друзей. Когда же совершился недельный круг и вновь наступил воскресный день, великий Флавиан вновь послал за Македонием, прося старца присоединиться к ним в этот праздничный день. Он же ответил посланным: «Разве вам не достаточно того, что уже случилось, и вы снова хотите сделать меня священником?» Хотя они и говорили, что одного и того же человека нельзя дважды рукоположить, но он не внял их речам и не пришел. Лишь спустя время, после многократных объяснений друзей, он примирился с происшедшим.