История боголюбцев


Исто́рия боголю́бцев, и́ли Повествова́ние о святы́х подви́жниках, чаще Исто́рия боголю́бцев, иногда Боголю́бец, и́ли исто́рия благочести́вой жи́зни (греч. Θιλόθεος ἱστορία ἢ ἀσκητική πολιτεία — Боголюбезная история или аскетическая деятельность) — агиографический сборник, написанный епископом Феодоритом Кирским около 444 года.

Книга представляет собой агиографический сборник, состоящий из предисловия и 31 главы. В тридцати главах описаны жития 36 подвижников и подвижниц, живших от начала IV века до середины V века, просиявших в Сирии. В сочинении присутствуют преимущественно жития христианских святых северной Сирии: Антиохии и её окрестностей, Осроены, Кирской области, района Апамеи и т. д. В первых 20 главах описаны уже умершие, а в последних 10 главах описаны современники Феодорита Кирского. Последняя, 31 глава книги «Истории боголюбцев» называется «Слово о Божественной любви», она долгое время рассматривалось как отдельное сочинение Феодорита. Однако уже Н. Н. Глубоковский указывал на их внутреннее единство, замечая: «Это Слово, по мысли автора, должно служить философско-богословским дополнением к „Истории боголюбцев“, ибо стоит с нею в неразрывной связи и написано вскоре после её окончания. Труд этот проникнут искренностью и теплотой, приятно действует на читателя простотою и душевностью тона и, по справедливому отзыву ученых, представляет блестяще-красноречивый и единственный опыт в избранной области». Пьер Каниве (фр. Pierre Canivet) тщательно изучил греческие рукописи, включающие «Истории боголюбцев», и установил, что 29 из 50 манускриптов содержат оба произведения, 20 — «Историю боголюбцев» без «Слова о Божественной любви» и лишь в одной рукописи (очень поздней — XVII века) последнее произведение представлено в качестве отдельного трактата. Причём из 23 наиболее древних манускриптов 15 объединяют оба творения, поэтому весьма вероятно, что они изначально составляли одно целое сочинение.

Благодаря тому, что о многих сирийских подвижниках не известно ничего, кроме написанного Феодоритом, «История боголюбцев» получила широкое распространение. Значительная часть произведения вошла в древние Синаксари. Симеон Метафраст часто переписывал её в свой Минологий. В древнерусской агиографии переведённые с греческого жития древних сирийских святых в Прологах и Четии-Минеи представляли собой пересказ в полном или сокращённом виде преимущественно «Истории боголюбцев».